DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Мар 2009 0:00

    Бокал наполовину полон

    Белорусские пивовары рассчитывают потеснить конкурентов-импортеров.

     

    Опыт предыдущих мировых кризисов свидетельствует, что в эти периоды потребление некоторых товаров и услуг не только не снижается, но даже возрастает. К числу таких товаров маркетологи относят слабоалкогольные напитки и, в первую очередь, пиво. За последние годы в белорусскую пивоваренную промышленность пришли значительные зарубежные инвестиции и передовые технологии. И хотя прошлый год для отрасли оказался вовсе не таким успешным, как ожидалось, отечественные пивовары всерьез рассчитывают укрепить позиции внутри страны и выйти на зарубежные рынки.

     

    Новые лидеры

    По данным концерна «Белгоспищепром», в 2008 году в Беларуси было произведено 35,343 млн. дал пива, что на 0,6% меньше, чем в 2007-м. Это полностью укладывается в общемировые тенденции с той разницей, что сокращение производства в нашей стране связано не столько с последствиями мирового кризиса или падением спроса, сколько с внутренними причинами. В первую очередь, с проблемами отдельных пивоваренных компаний.

    Как известно, в прошлом году правительство наконец-то определилось с политикой по развитию отрасли*. Коротко ее суть сводится к продаже крупным иностранным инвесторам основных активов во всех пивоваренных компаниях, за исключением ОАО «Криница». Последнее предприятие и сейчас является крупнейшим игроком рынка (см. Диаграмму 1) и, судя по всему, если и будет продано, то в последнюю очередь и по весьма значительной цене.

     

    Диаграмма 1.

    Основные производители пива в Республике Беларусь в 2008 году

    (в % к общему объему производства).

    ОАО «Криница»                              38,4

    ОАО «Пивзавод Оливария»          18,4

    СЗАО ПК «Сябар»                          13,2

    ОАО «Лидское пиво»                     13,2

    ОАО «Брестское пиво»                  7,8

    ОАО «Речицапиво»                        7,4

     

    Источник: «Белгоспищепром»

     

    В общем объеме производства пива доля «Криницы» по сравнению с 2007 годом сократилась на 2,7%, компании «Сябар» -- на 2,5%, «Брестского пива» и «Речицапиво» -- на 0,7%. Увеличили производство только «Оливария» -- на 5,5% и «Лидское пиво» -- на 1%.

    Что касается «Криницы», то, после принятого в 2007 году решения отказаться от иностранных инвестиций, это предприятие пытается сохранить позиции на рынке при помощи исключительно маркетинговых рычагов. Однако эти попытки особого результата пока не приносят. Не случайно появилась информация о переговорах одного из мировых пивных лидеров – компании SABMiller с белорусским руководством, что свидетельствует о понимании властями необходимости приватизации становящегося неэффективным актива.

    Объемы производства «Сябра» в прошлом году составили 83,8% от уровня 2007 года. В результате компания уступила второе место стремительно растущей «Оливарии», объемы производства которой выросли на 43%. Впрочем, отступление «Сябра» можно считать временным. Наверняка новый владелец – компания Heineken, практически полностью сменившая руководство предприятием, возьмет свое. В первую очередь, за счет производства лицензионных брэндов, таких, как уже выпускающийся «Доктор Дизель».

    Феномен «Оливарии» в первую очередь связан с партнерством с датской компанией Carlsberg A/S, которая выкупила долю BalticBeveragesHolding (BBH) у Scottish&Newcastle pic. (Великобритания), и теперь является стратегическим инвестором и одним из главных акционеров белорусского предприятия. Инвестиции Carlsberg в Беларуси уже превысили €20 млн. Только в 2008 году на проекты по улучшению качества пива предприятием было направлено $1,8 млн., а на увеличение мощности производства – еще $1,6 млн.

    -- За последние три года предприятие изменилось очень серьезно, -- подтверждает директор по производству в Восточной Европе концерна CarlsbergЯнник Мунксгаард. – В первую очередь, с точки зрения качества организации производства и маркетинга. На рынок постоянно выводятся инновационные продукты высокого качества.

    Еще один пример успешного развития – «Лидское пиво». Оборот предприятия с учетом безалкогольных и слабоалкогольных напитков, кваса и питьевой воды по итогам 2008 года составил Br128 млрд. (8,1 млн. дал пива и напитков). При этом в декабре минувшего года крупнейшим акционером и стратегическим инвестором предприятия стал финский концерн Olvi, что позволяет рассчитывать на еще более значительный рост.

    -- В Беларусь пришли серьезные инвестиции, передовые европейские технологии, страна включена в сферу интересов крупнейших международных корпораций – именно эти факторы определяют сегодня лицо белорусского пивоварения, – подчеркивает генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Владимир Юфа. – Мы были полностью готовы к такому развитию событий и первыми в отрасли получили международный сертификат безопасности пищевой продукции ИСО 22000:2005. Верность традициям отнюдь не исключает новаций, а, напротив, вполне органично сочетается с разработкой современных динамичных концепций развития.

     

    Импортная

    «четвертина»

    Большой головной болью белорусских пивоваров остается растущий импорт. В 2008 году Беларусь импортировала 12,369 млн. дал пива, что на 23,9% больше, чем в 2007 году. В денежном выражении импорт пива вырос на 24,1% до $76,1 млн. Из стран СНГ за прошлый год было поставлено 12,276 млн. дал При этом импорт из России сократился на 1,5% (в денежном выражении составил $56 млн.), а из Украины -- наоборот вырос в 2,4 раза до $18,1 млн.

    Из других стран было ввезено 93,4 тыс. дал (рост – на 13,3%). Но в стоимостном выражении эти поставки составили всего $2 млн. В том числе, из Чехии – 52,2 тыс. дал, Германии -- 16 тыс., Ирландии -- 12 тыс. дал. В результате доля импорта составляет свыше 25% внутреннего рынка

    Любопытно, что российские пивоваренные компании, которые активно увеличивали поставки в предыдущие годы, роста на белорусском рынке в 2008 году не показали. В компании «Балтика-Бел» объясняют итоги 2008 года «некоторыми проблемами с импортерами». Впрочем, в 2009 году «Балтика» ожидает увеличения своей доли на белорусском рынке, поскольку использует рублевые цены. Рубль же, в отличие от доллара, постепенно девальвируется.

    Украинские компании связывают свой прорыв на белорусский рынок с качеством своей продукции и грамотной работой с торговыми предприятиями.

    -- Часть роста экспорта нашей продукции в 2008 году была предсказуема, исходя из ожиданий роста потребления пива в Беларуси, -- говоритМаксим Гацько, менеджер по экспорту компании «Славутич». – Кроме того, мы постоянно работали над обеспечением качественной дистрибуции нашей продукции в розничных магазинах. И ожидаем дальнейшего роста потребления наших марок на территории Беларуси.

    Впрочем, по мнению многих маркетологов отрасли, рост импорта пива в Беларусь скорее связан с тем, что в августе 2008-го Минэкономики решило ограничить торговую надбавку на импортное пиво 30%. Это, конечно, уменьшило прибыль поставщиков с единицы продукции, зато позволило им увеличить объемы продаж. Ведь в результате цены на импортный напиток практически сравнялись с белорусскими аналогами!

    Несмотря на это, руководители белорусских заводов рассчитывают, что им удастся переломить ситуацию. И помочь в этом им может… кризис. Валюта в Беларуси стала дороже. Значительно выросли ставки по кредитам. А, значит, ввозить импортное пиво станет сложнее. Уже по итогам декабря пивной импорт в Беларусь упал на 7%. Возможно, это даст отечественной пивной промышленности дополнительный шанс.

     

    Пути роста

    Конечно, дорогие и «короткие» ресурсы означают проблемы не только для импортеров. Белорусским предприятиям тоже нужно обновлять мощности и вкладываться в маркетинг. Между тем, уже выросла стоимость некоторых видов оборудования, этикеток, пробок, хмеля… Поэтому большинство пивоваров считают, что определенного увеличения цен на белорусское пиво не избежать, а рост рынка будет связан с возможностями потребителей.

    -- Уровень потребления пива в Беларуси все еще ниже, чем в других странах, поэтому мы рассчитываем на некоторый рост, -- осторожно замечаетЯнник Мунксгаард. – Но все зависит от роста цен: если белорусский потребитель сможет его выдержать, тогда рынок прирастет. Правда, насколько мне известно, роста зарплат в Беларуси пока ожидать не приходится.

    Белорусские специалисты также надеются на удешевление сырья. Все-таки инвестиции последних лет в выращивание собственного ячменя дают результаты – его качество неуклонно растет. Есть прогнозы падения цен на ячмень и на мировом рынке. Но, конечно, главными конкурентными преимуществами продолжают оставаться качество продукции и маркетинговая составляющая.

    Прошлый год показал, что прогресса добились именно те компании, которые активнее всего работали над расширением продуктовой линейки и стратегиями продвижения. Так, «Оливария» в 2008 году предложила потребителям сразу три уникальных элитных новинки: темное зимнее пиво «Аливария Porter», первое белорусское нефильтрованное пиво «Аливария Белое Золото», а также новый сорт «ледяного пива» – «Аливария OnICE». Сегодня это предприятие производит уже 14 сортов пива. Большуюколлекцию напитков для людей с разным достатком и потребительскими пристрастиями предлагает и «Лидское пиво». Здесь также не боятся экспериментировать. Не случайно новый лидский брэнд «Тема» быстро завоевал популярность в молодежной среде.

    И еще: в 2009 году белорусские пивовары наверняка, в первую очередь, сосредоточатся на внутреннем рынке. О его приоритете говорят и в Лиде (хотя за прошлый год экспортные поставки здесь выросли вчетверо, до $1 млн.), и в «Оливарии», которая только начала экспериментальные внешние поставки. Наверное, это правильная стратегия: многие зарубежные пивные рынки «лихорадит», а в Беларуси еще есть возможности для роста.

     

    На Востоке – в СНГ

     

    Производство пива в России в 2008 году снизилось на 0,6% до 1,14 млрд. дал, говорится в сообщении Союза российских пивоваров. А Украина увеличила экспорт пива почти на 11%.

    По данным Союза, основными причинами, оказавшими негативное влияние на работу российской пивной отрасли, стали индексация ставки акциза на пиво на 32,4% и рост тарифов естественных монополий, что привело к увеличению себестоимости производства. Эти процессы происходили на фоне снижения покупательской способности населения вследствие экономического кризиса, что также привело к отрицательной динамике

    Экспорт украинского пива превысил 330 млн. литров на сумму $115 млн. Основные экспортные поставки осуществлялись в Россию – 227 млн. л. на сумму $73,9 млн., Молдову -- 40,3 млн. л. на сумму $14,6 млн. и Беларусь -- 40,22 млн. л. на сумму $17,13 млн. При этом импорт пива также увеличился: за 11 месяцев 2008 года он вырос, по сравнению с 2007 годом, на 55% до $18,036 млн. Общая емкость украинского рынка пива в 2008 году оценивается в $320-330 млн. декалитров.

     

    На Западе – в ЕС

     

    В Германии в прошлом году потребление пива снова сократилось. По подсчетам Немецкого союза пивоваров, минус достигнет 2%. Годовое потребление пива на душу населения уменьшилось более чем на два литра. В итоге среднестатистический немец выпил 109,5 литров пива за год. Глава Немецкого союза пивоваров Петер Ган объяснил уменьшение потребления пива демографическим старением, изменением питьевых традиций, а также запретом курения в барах и ресторанах.

    В Великобритании из-за финансового кризиса ежедневно закрываются шесть пабов. По данным британской Ассоциации пива и пабов, во втором полугодии 2008 года в стране каждую неделю закрывались 39 пабов. Это рекордная цифра, которая в 20 раз превышает показатели 2005 года и в 10 раз -- 2006 года. Всего в 2008 году закрылись 1973 паба, что на 40% больше, чем в 2007 году.

    Эксперты Ассоциации утверждают, что за последние несколько лет из-за закрытия пабов в стране были потеряны 44 тысячи рабочих мест. Если существующая тенденция сохранится, то работу в ближайшее время потеряют еще 60 тысяч человек. Тем временем британские власти обсуждают возможность принятия закона, который снова серьезно усложнит жизнь владельцам пабов. В частности, речь идет о запрете таких популярных акций, как питье на скорость, об уменьшении размера стаканов и об ужесточении требований к персоналу. Ранее британские пабы уже пострадали из-за введенного в 2007 году запрета на курение в их помещениях.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by