Delo.by,

    Комментарии 27 Фев 2017 14:08

    Веб-интеграция и деньги из интернета

    Выражение «веб-интеграция» не так давно вошло в обиход. Но сегодня уже невозможно представить информационную систему (ИС) предприятия без ее соединения с интернетом. Тех, кто не торопится использовать открывающиеся возможности, даже подгоняют «сверху»

    Игорь КЛОКОВ, «Дело»

    То, о чем давно уже твердили «айтишники», теперь применимо ко всем сферам экономики: «чтобы даже просто оставаться на месте — необходимо бежать!». Скорость обновления управляющих систем растет за счет бурного совершенствования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Промедление в их использовании мгновенно сбрасывает предприятие на обочину конкурентного окружения. Корпоративный сайт оказывается центром, вокруг которого строится обработка всех бизнес-процессов. Однако все ли готовы к такому положению вещей? Да и надо ли «интегрироваться» огульно, на вырост?

    Веб-интеграция сверху…

    Модное выражение «веб-интеграция» в общем случае означает подключение к корпоративному сайту тех или иных составляющих ИС. Уже само размещение формы обратной связи на сайте — это элемент веб-интеграции, а приносит она пользу или нет — уже зависит от владельца сайта. «Очень частая ошибка — размещают форму обратной связи, но не обрабатывают запросы», — отмечает директор ООО «Информационные порталы и сервисы» Валентин Зубович. Эксперт подчеркивает:

    — «Прежде чем интегрироваться, руководству предприятия следует определиться, для чего это делается. У нас подход прагматичный: не нужна глобальная веб-интеграция и не стоит задаваться целью все интегрировать. Любая веб-интеграция — это бизнес-процесс: обращение гражданина, заказ или прием платежа через интернет. Надо понимать, какой процесс мы хотим перенести в интернет, и тогда будет понятно, какой экономический эффект получит предприятие».

    Но есть и другие ситуации. Например, Закон об обращениях граждан обязывает государственные предприятия обрабатывать электронные обращения. При грамотно выполненной веб-интеграции запросы приходят с веб-сайта в систему документо­оборота государственного органа, рассматриваются, автоматически отправляется ответ. Это пример того, как веб-интеграции инициирована «сверху».

    …И снизу

    Веб-интеграции не по директиве, а от насущной потребности — это прежде всего использование сайта для продаж. Бум онлайн-торговли продолжается. Предприниматели с рынков очень быстро переместились в интернет, понимая, что это простой и эффективный и, главное, растущий канал продаж.

    Вслед за предпринимателями с их интернет-магазинами к веб-интеграции обратились оптовики и крупные производители. «Для производственных предприятий более адекватна схема работы и веб-интеграции на уровне B2B-каналов продаж», — отмечает Богдан Коровец, директор веб-интегратора Astronim*Support. «Эта условно-торговая B2B-площадка работает с текущими клиентами компании, и ее основная задача - оптимизация рабочих процессов с ними». Эксперт добавляет:

    «В отличие от розничного покупателя оптовик знает номенклатуру товаров, ассортимент и артикулы, которые ему необходимы. Поэтому для упрощения процесса заказа интерфейс такого сайта предполагает возможность множественного выбора товаров и/или добавление товаров в заказ при использовании контекстного поиска по артикулу, названию или признаку товара. Такая возможность является отличительной чертой B2B-системы. И вряд ли встретится подобный функционал в корзине обычного B2C интернет-магазина».

    Особенность веб-интеграции в B2B-канале состоит в том, что она выполняется на базе существующей и отлаженной ИТ-платформы работающего предприятия. Чаще всего это торгово-складские учётные системы. Но и в B2B, и в B2C веб-интеграция сегодня становится фактором, определяющим доверие с поставщику, производителю или бренду. В. Зубович подчеркивает:

    «Это косвенный эффект веб-интеграции. Сегодня, если нет такого канала коммуникации, трудно говорить о доверии к бренду. Если у банка нет сайта, вряд ли к нему пойдут клиенты. Это правило распространяется и на другие секторы экономики. Сама возможность принять онлайн-заказ повышает доверие к компании».

    Но главное все же — это возможность ведения бизнеса, перехода денег от покупателя к продавцу за поставляемые товары и услуги. И в этом вопросе Беларусь оказывается едва ли не впереди планеты всей.

    Интеграция — дело рук интеграторов? Или интегрирующихся?

    Пожалуй, самым модным понятием последних лет в онлайн-торговле стал маркетплейс (marketplace) — торговая площадка. Прародитель маркетплейсов — известный аукцион eBay, появившийся еще в 1995 году. Однако по меркам ИКТ-мира развитие идеи шло не так уж быстро. Например, известный маркетплейс услуги заказа такси Uber появился только в 2009 году. Но почему-то даже белорусские ИТ-эксперты игнорируют тот факт, что за год до этого в Беларуси была создана национальная универсальная платформа, которая была на голову выше всех маркетплейсов в мире — это Единое расчетно-информационное пространство (ЕРИП). Существуют различные толкования этой системы, в том числе и такой: в ЕРИП реализован принцип «одного окна» и главной целью его создания было исполнение задач Директивы Президента от 27 декабря 2006 № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата». Но в действительности же получился маркетплейс в масштабах страны. С ЕРИП Беларусь оказалась в авангарде ИТ-инноваций не только на пространстве бывшего СССР, но и, пожалуй, во всем мире. Благодаря ЕРИП, который сейчас больше известен под торговой маркой «Расчет», прием платежей через интернет становится удобным, понятным и ненакладным, поскольку комиссии или нет совсем, или она значительно меньше, чем у других аналогичных систем в мире. Конечно, не все вопросы дебюрократизации в онлайн-торговле решены с помощью ЕРИП. Богдан Коровец подчеркивает:

    «Существуют еще и требования Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ, бывший Минторг) для всех интернет-магазинов и юрлиц, торгующих виртуально на территории РБ. И там есть как десятки дополнительных пунктов по расширению представления товаров, так и обязательные юридические требования — например, к домену, который обязательно должен быть куплен именно на это юридическое лицо. При продаже товаров нужна регистрация юридического лица этого интернет-магазина в Торговом реестре РБ».

    Но главный вопрос — получение денег — с автоматизированной информационной системой (АИС) ЕРИП решается просто. По мнению нынешнего руководства ОАО «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство», подключение к системе вполне по силам выполнить предприятиям самостоятельно, без обращения в сторонние организации. Для этого имеются подробные инструкции. Тем не менее на рынке присутствуют и ведут активную деятельность агрегаторы платежей. Иногда такие компании выполняют функции просто агентов АИС ЕРИП, поскольку сейчас найти и, главное, удержать в штате ИТ-специалиста не каждому предприятию под силу. Но есть и факторы, которые действительно дают работу квалифицированным специалистам по подключению к системам платежей. Это то, что заставляет «бежать, чтобы оставаться на месте» всех, кто хочет торговать через интернет: бурный рост так называемых FinTech компаний — т.е. сервисов, предоставляющих возможности оплаты товаров и услуг без обращения в банки. Их преимущества — удобство, низкие комиссии. Поэтому игнорировать FinTech — значит, терять растущую долю клиентов.

    И снова — импульс «сверху»

    Национальный банк Беларуси известен своими достижениями в ИТ-сфере и сейчас в очередной раз выступает инициатором изменений. В постановлении Национально банка от 30 декабря № 662 «О внесении изменений и дополнений в правила осуществления операций с электронными деньгами» расширяется и упрощается работа с электронными деньгами. Физические лица теперь могут расплачиваться за товары и услуги как банковским переводом на электронный кошелек юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, так и переводом электронных денег с одного кошелька на другой. Регулятор отмечает: «Это «будет стимулировать рост безналичных платежей на внутреннем рынке и использование белорусских электронных денег нерезидентами для оплаты товаров и услуг, приобретаемых у белорусских субъектов хозяйствования».

    С другой стороны — для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ужесточается срок вывода электронных денег на банковский счет (это срок — не позднее второго банковского дня после поступления в банк информации о зачислении электронных денег в кошелек). По мнению регулятора, такая мера уже «будет стимулировать оперативное использования денежных средств в хозяйственном обороте».

    В постановлении также подробно изложены условия деятельности банковских агентов по распространению электронных денег. Очевидно, что тем самым Нацбанк не просто стимулирует, а энергично подталкивает развитие веб-интеграции. Причем это не разовый, а хорошо подготовленный шаг. Год назад банковское сообщество буквально взорвало решение о создании Межбанковской системы идентификации (Указ Президента Республики Беларусь от 1 декабря 2015 года № 478 «О развитии цифровых банковских технологий»). Сегодня Межбанковская система идентификации уже действует, и банкам приходится с этим считаться, а всем, кто причастен к интернет-торговле, это использовать.

    Вместо резюме: мечтая об AliExpress

    Очевидно, что сегодня в стране созданы все условия для быстрого и эффективного проведения веб-интеграции всеми участниками экономической деятельности и быстрого развития онлайн-торговли, причем основательно, на национальном уровне. Остается удивляться, почему у нас все еще нет своего AliExpress. Возможно, это говорит о недостаточно раскрепощенном деловом темпераменте белорусских предпринимателей по сравнению с китайцами. Хорошую заявку сделал ООО «Евроторг», создавший в конце прошлого года «Гипермолл». Осталось немного дорасти до выхода со всеми белорусскими товарами на международный интернет-рынок. Найдется ли у нас свой Ма Юнь?

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by