Delo.by,

    Комментарии 2 Июн 2016 15:05

    Связь и Интернет: брак по расчету?

    Мобильные операторы уже не являются «телефонными компаниями». В сфере их интересов сегодня – оказание услуг передачи и хранения данных, а также Интернет

     

     

    Игорь Клоков, «Дело»

    «Праздник, который всегда с тобой» – так назвал автобиографическую повесть о жизни в Париже Эрнест Хемингуэй. Сегодня то же самое можно сказать про Интернет. Еще точнее – мобильный Интернет. По данным операторов связи, в 2015 г. впервые не наблюдалось прироста голосового трафика. Зато о кратном увеличении передачи данных на протяжении всех последних лет информируют все три мобильных оператора. Старт «эры 4G» еще  больше усилит это тренд.

    Еще не вечер

    Тем не менее, борьба за доли рынка мобильной связи продолжается. И упорнее других, по понятным причинам, ее ведет «возмутитель спокойствия» – самый молодой GSM-оператор life:). Красноречивым свидетельством острой конкуренции служит тот факт, что проникновение мобильной связи оценивается уже в 120%. Это значит, что немало абонентов пользуются услугами нескольких операторов одновременно и пока не определились, какого из них признать «своим». Что касается life:), то здесь недавно сменилось руководство. И, судя по тому, что новое назначение бывшего главы ЗАО «Бест» можно считать повышением, стратегия компании на рынке признана правильной и в ближайшей перспективе будет продолжена. Новый генеральный директор Дина Цыбульская приступила к обязанностям еще в декабре 2015, но утверждена в должности 1 марта. Все это время в СМИ активно звучит информация об успехе услуги переноса номера, которую пролоббировал life:). После ее запуска в 2012 г. в life:) портировали (переносили) свой номер около 3 тыс. абонентов ежегодно, а после упрощения этой процедуры в 2014-м, их количество выросло в 4 раза. За три года число абонентов, воспользовавшихся данной услугой, увеличилось в 10 раз.

    Хотя, конечно, эта статистика выглядит впечатляющей, если не обращаться к абсолютному исчислению: общее количество портаций составило 30 273. Для рынка, на котором счет идет на миллионы, это все же не очень существенно. Тем не менее, life:) продолжает гнуть свою линию. Новая цель компании – устранение «клубного эффекта». Как подчеркнула Д.Цыбульская в эксклюзивном комментарии «Делу»: «Крупные операторы намеренно устанавливают высокую стоимость интерконнекта. Для абонентов это означает высокие цены на исходящие вызовы в другие сети. Отсюда – эффект связанности или «клуба», когда люди преимущественно общаются в своей сети и не хотят ее покидать. Вместе с тем, само существование «эффекта клуба» указывает на наличие нездоровой конкуренции, что тормозит и пагубно отражается на развитии всего рынка информационно-коммуникационных технологий Беларуси. Прекращается приток инвестиций в отрасль, в результате, в накладе остаются все: абоненты, государство и те мобильные операторы, которые нацелены на привнесение новых передовых технологий, предложение абонентам уникальных продуктов».

    Со своей стороны, оператор попытался привлечь абонентов именно невысокой стоимостью голосовых звонков в другие сети – в рамках кампании «life:) Большая сеть». Что касается «привнесения новых передовых технологий», то речь в первую очередь идет об LTE(4G). Высокоскоростной мобильный Интернет пока предлагает на рынке только МТС, однако развивать эту технологию придется и life:). Без этого не то, что нарастить абонентскую базу – даже удержать существующую компании будет трудно. Ведь с момента вхождения на рынок life:) делал ставку на молодежь, которая уже не представляет мобильную связь без Интернета. Именно поэтому компания в свое время первой запустила 3Gв 2009 г. и первой протестировала LTEв 2011-м.

    Пути диверсификации

    Два крупнейших GSM-оператора, конечно, тоже стремятся удержать свои доли рынка. Но у них на повестке дня – другие задачи. Обеспечив инфраструктуру для мобильного Интернета, оба оператора поставлены переда вопросом – как мотивировать абонентов к потреблению интернет-трафика? Решая эту задачу, операторы идут параллельными курсами, используя примерно одинаковый набор средств: предложение тяжелого контента (видео и аудио), поставку облачных решений, обеспечение хранения данных и поддержание фиксированной сети Интернет. МТС перемещает свое оборудование на площади Республиканского центра обработки данных (РЦОД). Velcomстроит собственный дата-центр. И тот, и другой запустили интерактивное телевидение (voka – у velcom, МТС ТВ – у МТС). У velcom есть фонотека zvooq, у МТС – онлайн-кинотеатр «МТС Кино»…

    Не остались в стороне сервисы и по управлению финансами. Здесь хоть и невелик объем трафика, но есть свои способы удержать клиента. Решение velcomv-banking позволяет объединить в один аккаунт все банковские карты. МТС ответил мобильным приложением «Кошелек», которое дает возможность оплачивать покупки и совершать платежи за счет средств мобильного счета.

    Бизнесу адресованы решения по управлению мобильными сотрудниками, облачные решения, мобильные терминалы и электронная цифровая подпись в смартфоне. В дополнение к сети фиксированного доступа, velcomзапустил сеть Wi-Fi. Свою фиксированную сеть Интернет старейший оператор предлагает в основном в бизнес-центрах. МТС ориентируется также на жителей спальных районов.

    Оба оператора с особым вниманием относятся к развитию дистанционного образования. Velcomзапустил образовательный проект «Чытаем па-беларуску з velcom». МТС предлагает виртуальный «Дзённiк» и курсы как для детей, так и для взрослых, в том числе – для пенсионеров.

    Все эти сервисы обеспечивают большое потребление интернет-трафика. Развивая их, крупнейшие операторы готовятся к наступлению «эры 4G». МТС как оператор с государственным участием, в этом плане оказался первым. Ведь сеть 4-го поколения создается государственным инфраструктурным оператором beСloud, который сдал ее в коммерческую эксплуатацию в конце 2015 г. Это, кстати, дает velcomморальное право не торопиться с предложением 4Gсвоим абонентам. Ведь старейший оператор традиционно позиционирует себя как поставщика качественных услуг. В случае с 4Gсеть развивается beCloud, и velcom не может повлиять ни на скорость строительства, ни на покрытие. То есть, velcomможет не спешить и дождаться того момента, когда рынок «разогреется». Тогда новая технология сразу начнет приносить ощутимый доход. Кстати, поставщиком оборудования для сетей 4G выбрана компания Huawei. В эксклюзивном интервью «Делу» директор по продажам ООО «Бел Хуавэй Технолоджис» Фан Джиньонг так оценивает перспективы рынка: «В нынешней экономической ситуации белорусские потребители склонны выбирать мобильные телефоны невысокой и средней стоимости. На мой взгляд, такая тенденция сохранится и в следующем году. Конечно, дорогие телефоны белорусы также покупают, но значительно меньше. Таких покупателей около 10-15%. Что касается телефонов с поддержкой 4G, то, с моей точки зрения, их время еще не пришло. Пока еще покрытие 4Gневелико, фактически им охвачена только столица. В связи с этим наиболее продаваемыми телефонами в этом году будут аппараты с технологией 3G. Надеюсь, что ощутимые продажи телефонов 4Gначнутся примерно через полгода, когда покрытие вырастет».

    Диверсифицируя свои бизнес, оба крупнейших оператора постепенно эволюционируют из операторов мобильной связи и услуг в поставщиков разнообразного контента и ИКТ-решений. Так, velcomначал строительство парка солнечных батарей («Солнечного парка») в Брагинском районе, который относится к территории, пострадавшей от аварии на ЧАЭС. Заявлено, что мощность парка составит 22,3 МВт постоянного тока, а инвестиции – €23,6 млн. Упреждая возможные вопросы, генеральный директор Гельмут Дуз отметил: «Мы будем и дальше инвестировать в качество связи для абонента – для нас это приоритет. В то же время, мы очевидно выходим за рамки мобильного оператора в классической его трактовке. Сейчас velcom запускает новые высокотехнологичные проекты, которые позволят повысить качество жизни и эффективность бизнеса в разных сферах».

    Вместо резюме

    Рынок мобильной связи по-прежнему отличается высокой активностью. Тренды на нем отвечают мировым и связаны с переходом к эпохе мобильного Интернета. По данным Минсвязи, до конца года покрытие 3Gвырастет с нынешних 53-54% до 97% территории страны. Как заявил министр связи и информатизации Сергей Попков на встрече с генеральным секретарем Международного союза электросвязи (МСЭ) Хоулинь Чжао: «Услуги связи в Беларуси после 2020 года будут предоставляться на любых скоростях и в любых объемах». На этой же встрече министр подчеркнул, что «в сфере мобильной связи в Беларуси создана серьезная конкурентная среда, и благодаря этому тарифы поддерживаются на приемлемом для населения уровне». По данным МСЭ, Беларусь уже входит в десятку экономик мира с наиболее динамичной сферой ИКТ. Как видно из активности операторов, быть в тренде дается нелегко. Попытки вхождения на наш рынок четвертого оператора к успеху не привели. Те же, кто уже присутствует на рынке, уходить не намерены и активно развиваются. В результате, в выигрыше оказываются абоненты.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by