Delo.by,

    Комментарии 2 Май 2017 12:53

    Аутсорсинг – не панацея

    При своевременном реформировании сферы высоких технологий выручка IT-компаний будет расти в разы быстрее

    Юрий ЗИССЕР,
    председатель общего собрания участников ООО «Тут Бай Медиа».
    Специально для «Дела»

    IТ-сфера в Беларуси продолжает свое поступательное развитие. Ежегодно доходы страны от информационных технологий растут на десятки процентов. В 2016 году выручка Парка высоких технологий (ПВТ) была близка к миллиарду долларов. Были и отдельные громкие сделки продажи белорусских мобильных приложений.

    Однако не все так безоблачно, как хотелось бы. Действующее с 2005 года законодательство о ПВТ изначально было ориентировано на аутсорсинг, то есть на продажу рабочего времени программистов. Но поскольку человеческие ресурсы нашей страны ограничены, как и мировые расценки на разработку программного обеспечения, то близок и предел роста по этой модели. Поэтому для продолжения роста в ближайшие годы наша отрасль должна совершить прорыв из аутсорсинга в продуктовое программирование, которое на порядок прибыльнее, чтобы начать продавать не «мозги», а готовые проекты. За примерами далеко ходить не надо: так давно делают, например, США и Израиль. За ними в последние годы активно подтягиваются Россия, Эстония, Литва, Украина, Финляндия и другие страны.

    Ожидается, что уже в текущем году белорусское законодательство в IТ-сфере будет усовершенствовано. Во-первых, будут расширены виды деятельности ПВТ. В них будут входить не только заказное программирование, но и другие высокие технологии (медицинские технологии, биотехнологии, электроника, машинное проектирование), а также услуги от реализации готовых программных продуктов, в частности, по модели подписки и рекламной модели. Не секрет, что сейчас получить выручку от продажи мобильных приложений на расчетный счет белорусской компании – непростая процедура с зарубежными фирмами-посредниками. Предполагается, что после корректировки законодательства можно будет получать выручку напрямую на основании публичного договора без оформления бумажных документов. Это большой прогресс по сравнению с нынешним положением, когда белорусской компании теоретически необходимо заключать письменный договор с каждым плательщиком с подписями и актами приемки-передачи выполненных работ. Причем это требование законодательства наступает независимо от сумм, которые при продаже приложений редко превышают несколько долларов США, а основная масса платежей – и вовсе десятки центов. Понятно, что при тысячах зарубежных плательщиков это невозможно, поэтому приходится выходить из положения другими путями.

    Во-вторых, необходимо обновить на десятилетия отставшее от реалий гражданское законодательство Беларуси в части корпоративного права. Сегодня инвестиционные сделки по белорусскому законодательству практически невозможны. В инвестиционных договорах невозможно прописать опционы, конвертируемые займы и многие другие особенности сделки, не защищены права ни миноритарных, ни мажоритарных инвесторов. Кроме того, отсутствует защита прав собственности, ответственность за переход сотрудников к конкурентам и многое другое. Поэтому инвесторам приходится структурировать сделки по британскому праву, в крайнем случае – кипрскому или российскому, поскольку в нашем законодательстве отсутствует защита инвестора.

    Стоит упомянуть и распугивающую инвесторов практику арестов и привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности акционеров и руководство компаний за экономические правонарушения и даже за нарушение бюрократических процедур при регистрации компании и обычное для стартапов и венчурных проектов невыполнение инвестиционных планов. Причем это касается не только сферы информационных технологий, но и всех сфер хозяйственной деятельности. Не говоря уже о поразительных правовых казусах, когда, например, акционерное соглашение по нашему законодательству не может быть заключено между всеми участниками акционерного общества одновременно!

    В-третьих, требует корректировки и налоговое законодательство. Например, сегодня при оплате рекламных услуг зарубежных рекламных интернет-площадок (GooglePlay, AppStore, facebook и т.д.) из Беларуси удерживаются 20% НДС и 15% налог на услуги нерезидентов, то есть в совокупности более 35%, что при максимально возможной марже 20–30% делает закупку интернет-рекламы из Беларуси убыточной.

    В-четвертых, необходимы серьезные усилия государства по подготовке и привлечению кадров. Нынешний уровень подготовки специалистов в IТ-сфере не отвечает нужным требованиям. Требуется перестройка системы IТ-образования и вообще образования в сфере точных наук. Сегодня в мире развернулась нешуточная борьба «за головы», поэтому нужно создать привлекательные условия для миграции в Беларусь специалистов из-за рубежа, особенно из соседних стран. Между тем уже сегодня в Украине программисты, открывая индивидуальное предпринимательство, уплачивают совокупный налог на заработную плату всего лишь в размере 5%. У нас же систематическая оплата услуг ИП считается уклонением от налогов. И это уже не говоря о том, что в нашем законодательстве нет льготного порядка получения специальных виз или вида на жительство для IТ-специалистов и IТ-инвесторов, аналогичных тем, которые имеются сегодня в законодательствах Литвы, Латвии, Эстонии, Израиля, Кипра, Сингапура, Таиланда и многих других стран мира.

    В-пятых, было бы здорово по примеру других небольших стран льготами и отличными кадрами привлечь в ПВТ крупнейшие IТ-компании мира. Так, в Израиле работают крупные филиалы IBM, Intel, Google, facebook, Autodesk, Microsoft и др. В Ирландию давно пришли Microsoft, Google, Apple, заключив с правительством этой страны специальные соглашения об особых налоговых условиях. В Беларуси же для мировых продуктовых компаний нет льгот, а авторские права на их продукцию фактически не охраняются. Если же наше государство гарантирует защиту авторских прав и предоставит специальный налоговый режим международным компаниям, как это сделали, например, Ирландия и Люксембург, то их подразделения откроются у нас и будут платить налоги в белорусскую казну.

    Конечно, можно помечтать и о государственной поддержке венчурных фондов, льготах, венчурных инвестициях и многих других вещах, которые уже есть в сопредельных странах, однако будем реалистами: наше государство в обозримом будущем на такое не пойдет, так как в данном моменте это «уменьшит доходы бюджета».

    Перечисленные выше законодательные преобразования совершенно реально провести в течение года. В этом случае уже в ближайшие годы выручка от информационных технологий станет расти в разы быстрее. Вопрос в наличии воли и решимости у нового руководителя ПВТ Всеволода Янчевского, а также готовности правительства, руководства страны и правоохранительных органов к принятию назревших решений.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by