Delo.by,

    Комментарии 10 Май 2017 13:39

    Это сладкое слово «стартапы»

    За последние несколько лет стартап-движение стало очень популярным в отечественной бизнес-среде. Сегодня это одно из перспективных направлений, в которое готовы вложиться зарубежные инвесторы. В чем же секрет успеха разработчиков инновационных проектов?

    Игорь КЛОКОВ, «Дело»

    Само понятие «стартап» обязано своим появлением прежде всего информационным технологиям. Знаменитые гаражи в Кремниевой долине, в которых появились на свет Hewlett Packard и Apple, стали символом инноваций и смелых технологических и экономических решений. Не случайно ощутимый толчок к развитию белорусские стартаперы получили от эстонского проекта «Гараж 48» в 2013 г. Именно с подачи эстонцев в Беларуси закрутилась цепь хакатонов*. В последнее время это чуждое нашему уху название заменяется на менее провокационное и более респектабельное «стартап-марафон» или «FinTech марафон».

    Стартап = IT-индустрия?

    Уже по своей идеологии стартапы тяготеют к современным технологиям. Например, в рейтингах лучших белорусских проектов из десятка лишь 1-2 относятся к сферам, не связанным с IТ. А по итогам мероприятия «Стартап года – 2016» победителями названы Wandle – мобильное приложение для управления вызовами на смартфоне; Triniti – установка для реабилитации пациентов с нарушениями двигательных функций и конструктор путешествий Eightydays.me. Эта ситуация вполне логична и обоснована, поскольку технологии развиваются так быстро, что «большой бизнес» просто не успевает их адаптировать. Лучшие стартаперы имеют особое видение как применить преимущества технологии для удовлетворения спроса.

    Показателен в этом плане успех проекта Kino-mo. Два брестских студента Кирилл Чикеюк и Артем Ставенко уехали учиться в докторантуру в Лондон. Основали там компанию Kino-mo, которая первым же стартапом потрясла бизнес-среду британской столицы. Выигрышной идеей оказалась реклама на велосипедных колесах с помощью цифрового проектора. Когда бизнес «выстрелил», многие оказались в недоумении: как же мы сами до этого не додумались? В 2015-м Kino-mo завоевал первое место в конкурсе Pitchto Rich, который проводит экстравагантный британский миллиардер Ричард Брэнсон. Р. Брэнсон, известный как создатель более 400 бизнесов. Наибольшую славу ему принесла идея космического туризма на корабле Space Ship One.

    Почему именно белорусским студентам пришла в голову гениальная идея, покорившая бизнес-гуру? В русскоязычной прессе это комментируют привычными словами: «оригинальность мышления, незашоренность». Но все не так просто. Дело в том, что в Лондоне запрещена наружная реклама. Ее нет нигде, кроме одной крохотной площади Piccadilly Circus (площадь Пикадилли). Брестчане К. Чикеюк и А. Ставенко, выросшие в ином, более либеральном городском окружении, быстро оценили, что потребность в наружной рекламе в финансовой столице мира огромная. И нашли простое, дешевое и эффективное решение. Сегодня проект развивается в сторону голографической рекламы, для размещения которой тоже не нужно получать разрешение – ведь она висит в воздухе. Можно смело утверждать, что белорусский по происхождению Kino-mo «порвал на британский флаг» рекламную индустрию Соединенного Королевства.

    Еще более шумный успех имел стартап «Маскарад» (MSQRD). Год назад продажа этого сервиса самой богатой социальной сети Facebook действительно потрясла белорусское бизнес-сообщество. Воображение будоражили цифры продажи, оценка колебалась в пределах от $10 до $120 млн. При этом авторы проекта – Евгений Затепякин, Сергей Гончар и Евгений Невгень – совсем молодые ребята, а лидер С. Гончар не имеет высшего образования. «Маскарад» – удачный пример того, как интересное решение появляется в нужное время и находит оперативную поддержку. Facebook несколько лет искал похожий сервис, который разнообразил бы видеообщение в Сети. Первый подобный проект – украинский Looksery – ушел за $150 млн к конкуренту Facebook – Snapchat, мобильному приложению для обмена фото-видео-сообщениями. Именно поэтому Марк Цукерберг, как говорят, сам позвонил авторам MSQRD, как только узнал о его существовании. «Маскарад» родился все на том же хакатоне в Минске, на котором за 48 часов появляются пригодные для жизни проекты. Разумеется, успешную сделку помогли провести бизнес-гуру. Ментором выступил Юрий Гурский, белорусский IТ-предприниматель, ныне живущий в России. Кстати, он озвучил трогательную историю, связанную с этим проектом. Оказывается, 16 лет назад, когда Ю. Гурский возглавлял Минский филиал известного издательства «Питер», его младший брат Дмитрий написал и издал популярную книгу по программированию во Flash MX 2004. Она попалась на глаза 11-летнему гродненскому школьнику Сергею Гончару. И вот что из этого получилось…

    Нет пророка в своем отечестве?

    Белорусские бизнесмены-практики порой выражают неудовольствие, что в общем-то бесполезные для экономики сервисы приносят баснословную прибыль. При этом внутренний IТ-рынок от стартап-движения пока ничего не получил. Это в корне неверно. Мы, как часто бывает, плохо знаем своих героев. В мае 2012-го «Дело» опубликовало статью об успешном проекте, ориентированном исключительно на внутренний рынок. Он родился без конкурсов, бизнес-инкубаторов, IТ-евангелистов и бизнес-ангелов, силами семейной пары Екатерины и Вячеслава Быковских. История с тех пор много раз воспроизводилась в СМИ. Вкратце она такова. Предприниматель Вячеслав придумал идею, которой могла бы заниматься его жена в декретном отпуске. Так появился агрегатор информации о банковских услугах Infobank.by – по сути дела, один из первых успешных белорусских стартапов. Рожденный буквально «на коленке», проект за 6 лет приобрел огромную популярность. В 2012-м контрольный пакет (75% бизнеса) купил генеральный директор портала Банки.ру Филипп Ильин-Адаев. Как отметил В. Быковский, «Infobank.by оказался привлекательным для инвесторов, поскольку доказал свою жизнеспособность и прибыльность в периоды кризисов 2008 и 2011 гг., имеет четкое позиционирование на рынке и узнаваемость, располагает простой и понятной схемой монетизации и сильной командой сотрудников».

    Кстати, сегодня Быковские по-прежнему в деле и не испытывают давления со стороны владельца контрольного пакета. Вячеслав также известен своей системной благотворительной деятельностью для белорусских детских домов. В этом он уже видит метафизическую составляющую успеха: если тебе повезло – поделись с теми, кому повело меньше. Infobank.by в определенной степени повлиял на инфраструктуру банковской сферы. По его образу и подобию появились проекты myfin.by и viberi.by. Руководитель viberi.by, финансовый аналитик Юлия Локоткова, некоторое время работала в Infobank.ru. А теперь известна также как лидер двух успешных FinTech стартапов GraiMe и Finplace.

    Ставка на FinTech

    Считается, что FinTech, то есть современные ИК-технологии для управления финансами – это «могильщики» классического банкинга. Рано или поздно FinTech вытеснит традиционные банковские услуги, такие как платежи, переводы и кредитование. Банкиры и сами это признают. Но вместо того, чтобы сдаться на милость технологий, предпринимают попытки «приручить», адаптировать финтех-стартапы. Именно поэтому в программе крупнейшего мероприятия для IТ и банкинга «БанкИТ-2016», появился такой пункт: «Финал FinTech Марафона». Анастасия Пехтерева, руководитель проекта «БанкИТ» ЗАО «Инфпарк-Проект», отмечает:

    «БанкИТ» по своей сути нацелен на продвижение самых современных технологий на финансовый рынок и создание условий для их эффективного внедрения. Сегодня происходит цифровая трансформация, которая меняет не только IТ-инфраструктуру предприятий и бизнес-модели, но и преобразовывает рынки в целом. Инновации последних десятилетий позволили выйти на рынок финансовых услуг новым игрокам, таким как мобильные операторы, высокотехнологичные IТ-гиганты и молодые талантливые стартап-команды. И это уже сформированный тренд, который будет и дальше развиваться. Мы не можем его игнорировать».

    Fintech-марафон поддержали четыре белорусских банка – «Приорбанк», «Белгазпромбанк», «БПС-Сбербанк» и «Банк Москва-Минск». И несколько IТ-компаний – «Системные технологии», «Центр банковских технологий» и платежный агрегатор WebPay. По словам А. Пехтеревой, «такая заинтересованность со стороны партнеров - очень хороший показатель. Ведь FinTech-марафон был новым форматом для белорусского рынка. В нашей стране по этой тематике проводятся только конференции и хакатоны. Наша идея заключалась в том, чтобы команды могли поработать над своим проектом несколько месяцев и прийти в финал с прототипом продукта. При этом они могли получать консультации от банков, регулятора, IТ-компаний, юридических фирм».

    Кстати, банкиры давно уже взаимодействуют с FinTech-движением. Как отметила первый заместитель председателя правления НКФО «ЕРИП» Елена Антони, еще в должности первого заместителя председателя правления ОАО «Белгазпромбанк»: «Если бунт нельзя предотвратить, его нужно возглавить!». «Белгазпромбанк» поддержал создание белорусской краудфандинговой площадки ulej.by.

    К участию в Fintech-марафоне были приглашены 37 команд. Из них в финал вышли 7, причем 2 проекта-финалиста авторства Ю. Локотковой. Это само по себе редкий случай, обычно на конкурсах стараются представить в финале разные команды и разных лидеров. Тем не менее оба проекта прошли сито отбора, поскольку оказались основательно подготовленными. Победитель – проект GraiMe – система, позволяющая оплатить с карты гонорар уличным артистам. Как часто бывает в таких случаях, все, кто знакомится с проектом, удивляются: как же мы раньше не догадались? Ю. Локоткова отмечает:

    «Идея проекта родилась благодаря любви к музыке, в том числе – уличной. А поскольку я – финаналитик и старюсь следовать трендам, то везде плачу карточкой. И только уличным музыкантам давать пожертвования до сих пор приходилось наличными. Да и новые деньги, монетки, неудобно носить. Судя по нашему опросу, белорусские ребята- артисты рады, что появляется такой дополнительный канал оплаты».

    GraiMe изначально ориентировался на зарубежный рынок. Когда он задумывался, у нас еще не было движения к легализации уличной самодеятельности. Поэтому пробный запуск состоялся во Львове в Украине. По мнению автора проекта, все прошло успешно, собрали отзывы от пользователей для доработки. В апреле там же, в Украине, пройдет коммерческий запуск проекта. После этого GraiMe предполагается вписать в европейские фестивали уличной музыки Freedom Music. Сервис также станет доступным по всему миру. Что касается финансовой стороны, то принято решение использовать готовые сервисы платежей: в Европе – PayPal, в Украине – сервис Приватбанка LiqPay, в Беларуси – WebPay.

    В качестве награды за победу команда GraiMe получила поездку на крупнейшую ежегодную стартап-конференцию Slush Хельсинки. Очевидно, что участие в специализированных мероприятиях расширяет кругозор и дает практику общения с инвесторами. На Slush для этого предусмотрен удобный формат поиска и назначения встреч.

    Юлия допускает, что создание стартапов вполне может стать ее профильным бизнесом. Многие бизнесмены в мире увлечены стартап-движением. Помимо упомянутого Р. Брэнсона, это, например, российский бизнесмен Олег Тиньков – создатель сети магазинов, заводов по производству полуфабрикатов, банка, музыкальных лейблов и даже собственной профессиональной велокоманды. Но Ю. Локоткова предостерегает:

    «Важно отличать «бизнес создания бизнесов» от коллекционирования стартапов. Есть люди которые ходят на каждое мероприятие и рождают новые идеи, но до реализации не доводят ни одну. Два стартапа – это максимум, что может существовать вместе».

    Резюмируя

    И все же, что может дать стартап-движение национальной экономике? Помимо того, что отечественные и зарубежные инвесторы, рискуя, получают возможность вложить средства с прибылью, которая в благоприятных случаях может исчисляться сотнями процентов, стартапы в состоянии изменить ситуацию в экономике. В формате стартапов могут появиться успешные проекты из сферы малого и среднего бизнеса, которых так не хватает. Кроме того, именно стартапы в состоянии изменить структуру созданной в Беларуси IT-индустрии, перейти от аутсорсинговой модели к продуктовой. Ю. Локоткова добавляет:

    «Я уверена, что стартапы могут многое изменить в экономике. Это формат бизнеса, в котором нет ничего лишнего. Его создает команда, которая нацелена на эффективность.А это именно то, чего не хватает белорусским предприятиям. Безусловно, стартапы приносят инновационность, поскольку они – в авангарде всех перемен и технологий. Стартапы возникают там, где существующий бизнес-процесс не дает удобного сервиса, где возможности – неявные. Учат «зрить в корень» и делать сервисы, за которые потребитель готов платить».

    Успех стартапа не всегда зависит от авторов проекта. Иногда – от готовности среды, экономики. Например проект GraiMe, который так широко приветствуется за рубежом, после небольшой доработки мог бы иметь успех и у нас. Например, во время многочисленных ярмарок народных ремесел в туристический сезон или популярных осенних сельхоз-ярмарок. Такой FinTech-проект вывел бы из тени тех, кто хочет честно платить налоги и вести свое дело. Возможно, тогда и не пришлось бы вводить сборы, которые вызвали возмущение в определенных слоях белорусского общества.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by