Delo.by,

    Комментарии 12 Июн 2015 12:18

    Смотрите, что идет. Вслед за «цифрой»

    К концу первого полугодия 2015 года все страны мира переходят на цифровое телевидение. В Беларуси это приведет к существенным изменениям на рынке интернет-доступа

    Игорь Клоков, «Дело» 

     

    Полный переход на цифровое телевизионное вещание в нашей стране должен быть завершен до 10 июня 2015 года. У провайдеров Интернета и мобильных операторов в связи с этим есть определенные ожидания, причем  у каждого  – свои.

    Мобильные операторы с нетерпением ожидают высвобождения радиочастот, пока занятых аналоговым ТВ-сигналом. Их можно будет использовать для создания сетей 4-го поколения (LTE).

    С другой стороны, с прекращением аналогового вещания гражданам придется решать вопрос:  как смотреть цифровое телевидение? Современные телеприемники уже имеют встроенный цифровой тюнер.  Но пока еще в пользовании находится и немалое количество старых аналоговых «ящиков». Для них потребуется цифровая приставка. Стоимость таких устройств – от Br400 тыс. 

    Альтернативу предлагает РУП «Белтелеком» со своим уже «раскрученным» цифровым телевидением ZALA. При подключении интерактивного ТВ-пакета приставка предоставляется бесплатно, а абонентская плата за минимальный набор программ составляет менее 40 тыс. руб. в месяц. Благодаря такому маркетинговому ходу «Белтелеком» вправе ожидать существенного пополнения абонентской базы ZALA.  А заодно – и пользователей Интернета по наземному доступу. Оправданы ли эти ожидания – можно будет судить только по факту.

    По данным Минсвязи, на начало 2015 года стационарной телефонной сетью пользовались свыше 4,5 млн. абонентов. Число портов стационарного широкополосного доступа (ШПД) составило 3,6 млн., а количество пользователей ШПД превысило 2,7 млн., увеличившись за год на 200 тыс. При этом по оптоволоконным линиям (GPON – гигабитная пассивная оптическая сеть) уже подключились более 290 тыс. абонентов, а к концу года ожидается удвоение этого количества.

    Основной прирост узлов ШПД за последние годы пришелся на пользователей из сельской местности. Не последнюю роль в этом сыграл как раз предстоящий переход на цифровое ТВ-вещание и опасение сельских жителей остаться без «окна в мир», которым для большинства из них остается телевизор. Отвечая этим ожиданиям, «Белтелеком» в последнее время существенно расширяет перечень каналов в пакетах ZALA: к социальным каналам добавились не только развлекательные, но и познавательные. В результате за прошлый год число абонентов интерактивного телевидения ZALA увеличилось на 175,2 тыс. и достигло 1,02 млн.

    Для горожан актуально расширение сети точек доступа Wi-Fi. По данным Минсвязи, на начало года в нашей стране установлено свыше 300 тыс. хотспотов «Белтелеком», четверть из которых  – в Минске.

    GSM-операторы «спустились на землю»

    Впрочем, нельзя сказать, что РУП «Белтелеком» не имеет поводов для беспокойства за свою долю рынка стационарного доступ в Сеть. Уже несколько лет крупнейший мобильный оператор МТС предоставляет Ethernet-доступ юридическим и физическим лицам в областных центрах и столице. Насколько оправданным оказался этот проект с экономической точки зрения, компания не сообщает. Но можно судить, что он неубыточный – хотя бы потому, что аналогичный проект в октябре прошлого года начал реализовывать и velcom. Свой наземный Интернет по Ethernet старейший GSM-оператор предлагает пока только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и только в бизнес-центрах Минска.

    Но в основном свою роль GSM-операторы видят все-таки в предоставлении мобильного доступа в Интернет. И настроены они вполне оптимистично. Ведь по данным международной исследовательской компании GfK, в ближайшие 5 лет суммарный мобильный трафик в мире увеличится в 11 раз. Уже по итогам 2014 года все 3 наших основных GSM-оператора отмечают увеличение интереса к мобильному Интернету – потребляемый трафик в прошлом  году вырос в среднем на 30%. При этом прирост пользователей 3G-доступа в сети МТС составил 30% (более 1,7 млн. абонентов), в сети velcom – 15,2%, в сети life:) –25%.

    Растет и количество смартфонов в сетях. В частности, Владимир Карпович, генеральный директор МТС объявил, что количество смарт-устройств в сети МТС сегодня составляет 35% и продолжает стремительно расти. Он прогнозирует, что к концу 2016 года проникновение смартфонов достигнет  50%, то есть, каждый второй абонент будет использовать «умный» телефон.При этом проникновения LTE-смартфонов составит порядка 3%.

    В то же время на пресс-конференции по поводу 16-летия velcom глава компании Гельмут Дуз отметил, что в сети предприятия зарегистрировано порядка 200 тыс. LTE-смартфонов. Получается, что к приходу связи 4-го поколения старейший оператор готов не хуже лидера рынка.

    Ставка на видео

    На ТИБО-2015 МТС совместно с инфраструктурным оператором «Белорусские облачные технологии» организовал опытную зону на всей территории выставки. Партнерство компаний продолжается с 2013 года – тогда тестировалась возможность использования единой инфраструктуры несколькими операторами, и удалось достичь скорости передачи данных 240 Мбит/с в сети LTE Advanced и 150 Мбит/с − в LTE-сети. На ТИБО обеспечивалась скорость в 150 Мбит/с.

    Таким образом, по мере прояснения ситуации с предоставлением LTE-частот изменилась и риторика руководства GSM-компаний. Если раньше оба крупнейших оператора говорили о преждевременности и невостребованности LTE в Беларуси, то сейчас уверены в его необходимости, более того − заявляют о готовности предоставлять связь 4-го поколения. Вероятно, такие существенные изменения связаны с перспективой освобождения и удешевления радиоканалов  после отключения аналогового телевещания. Ведь до этого все тендеры на LTE-частоты заканчивались безрезультатно.

    Теперь операторам предстоит решить следующий вопрос: какой именно контент предоставлять по скоростным LTE-каналам? Ответом могут быть слова гендиректора МТС В. Карповича:

    «Обратите внимание, что сейчас  чем больше диагональ экрана мобильного устройства, тем больше интернет-трафика использует абонент. Так, владелец смартфона с диагональю 4,5-5 дюймов в среднем ежемесячно расходует 650 Мб, в то время как на устройство с экраном 6-8 дюймов приходится 1,1 Гб. А пользователь планшета потребляет в среднем 2,2 Гб Интернета ежемесячно. Такой существенный отрыв у обладателей планшетов объясняется еще одним трендом, который обозначился в 2014 году, – ростом популярности мобильного видеоконтента. Удешевление трафика способствует тому, что пользователи активнее потребляют видеоконтент, смотрят мобильное ТВ, используют OTT-сервисы*».

    *OTT (OvertheTop) – предоставление видеоуслуг через Интернет, часть технологии IPTV (телевидение по интернет-протоколу).

     

    Полный вариант статьи читайте в свежем номере журнала "Дело", главная тема которого "Ритейл"  

    Мнение эксперта

    Дина Цыбульская, заместитель Генерального директора по маркетингу ЗАО «БеСТ»:

    По данным, которые сообщают операторы в рамках международной отчетности, мы видим, что сегодня рост абонентской базы демонстрирует только компания life:). С одной стороны, это ожидаемо, так как мы − единственный развивающийся оператор. С другой стороны, такая тенденция наглядно подтверждает факт снижения темпов развития отрасли в целом.  Снижение связано, прежде всего, с высоким процентом проникновения сотовой связи на рынке Беларуси. Мы оцениваем его на уровне 120%, то есть, сим-карт на рынке намного больше, чем населения в стране, включая младенцев.

    В последние годы наблюдается резкий рост спроса на услуги мобильного Интернета. На примере своей базы мы можем выделить основные тенденции спроса на интернет−сервисы. Например, сейчас постепенно снижается популярность услуг голосового соединения и sms-сообщений, а  общение все больше переходит в чаты и мессенджеры. Поэтому определяющим для выбора мобильного провайдера все чаще становится именно объем интернет-трафика, включенный в тариф.  Изменение пользовательских привычек находится в прямой зависимости и от степени проникновения смартфонов. По нашим подсчетам в целом по рынку этот процент составляет от 35% до 40%, а в нашей сети – 50%. В 2015 году мы не ожидаем резких изменений существующих тенденций.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      тел: +375 (17) 203-52-09

      факс: +375 (17) 203-09-67

      email: delo@delo.by