Delo.by,

    Комментарии 14 Июл 2014 15:53

    Без страха. Со страховкой

    Автострахование занимает подавляющую долю сегмента добровольного имущественного страхования в Беларуси. Однако в ближайшее время бурного роста количества договоров автокаско на рынке не предвидится

    Ирина Мерзлякова, директор Белорусской ассоциации страховщиков.

    Специально для «Дела»

    Услуга по страхованию автокаско или добровольному страхованию автотранспортных средств на случай их повреждения, уничтожения или утраты в результате воздействия различных рисков, остается достаточно популярной среди белорусских страховых компаний, поскольку она широко востребована среди автовладельцев. За 2013 год сборы белорусских страховщиков по автокаско физических лиц выросли в 1,3 раза, а по автокаско юридических лиц – в 1,7 раза.

    Основными рисками при страховании автокаско являются дорожно-транспортные происшествия, пожары, самовозгорания, стихийные бедствия, а также противоправные действия третьих лиц, включая угон и кражу.

    Страхование наземного транспорта – достаточно большой сегмент в добровольном имущественном страховании Беларуси, который на протяжении нескольких лет уверенно держит лидирующие позиции.

    Однако если посмотреть на уровень охвата страхованием зарегистрированных транспортных средств, то цифры не впечатляют. Соотношение заключенных физическими лицами договоров автокаско к числу автомобилей, зарегистрированных у граждан, составляет всего 2%. По юридическим лицам уровень охвата автострахованием выше –11,5%. Но если взять, к примеру, Германию, то там по каско застраховано 37% авто от всех поставленных на учет.

    Иллюстрация: Сергей Стельмашонок

    Цифры и факты

    В 2013 году страхование автокаско в Беларуси осуществляли 18 страховых организаций. При этом на долю первой четверки лидеров по страхованию транспорта физических лиц пришлось 77% собранной премии, а по страхованию транспорта юридических лиц – 64%.

    Топ-5 страховщиков по сбору страховых взносов по автокаско физ. лиц

    Страховая организация

    Страховые взносы за 2013 год, тыс. руб.

    Доля на сегменте, %

    1

    Би энд Би иншуренс Ко

    167 450 136,0

    29,0

    2

    Белгосстрах

    106 019 331,2

    18,4

    3

    ТАСК

    91 674 514,1

    15,9

    4

    Белросстрах

    78 974 197,0

    13,7

    5

    Белнефтестрах

    22 858 236,0

    4,0

    Топ-5 страховщиков по сбору взносов по автокаско юр. лиц

    Страховая оганизация

    Страховые взносы за 2013 год, тыс. руб.

    Доля на сегменте, %

    1

    ТАСК

    121 785 989,7

    19,5

    2

    Белгосстрах

    120 209 148,0

    19,3

    3

    Белросстрах

    78 915 747,0

    12,6

    4

    Би энд Би иншуренс Ко

    78 908 824,0

    12,6

    5

    Промтрансинвест

    72 630 852,7

    11,6

     

     

     

     

     

     

     

    Несмотря на увеличение сборов по страхованию автокаско в 2013 году, рост договоров имел место только в сегменте юридических лиц – на 2017 договоров. Прежде всего, это связывают с активностью лизинговых компаний на рынке атотранспорта. В силу специфики своей деятельности лизинговая компания старается максимально обезопасить себя от риска физической утраты транспортных средств. Практически ни одна единица техники, переданная в лизинг, не ушла без страхового покрытия. Это и дало толчок к увеличению объемов страховых поступлений.

    Сегмент физических лиц показал спад на 4937 договоров. Следует отметить, что с 2007 года по 2010 на рынке автокаско наблюдался рост количества договоров, а с 2011 года начался спад. Это объясняется, прежде всего, тенденцией сокращения количества заключенных договоров с физическими лицами, которая наблюдается с 2010 года, скорее всего, из-за прекращения автокредитования физлиц в валюте (обычно при кредитовании покупки автомобиля требуется заключение договора каско). И хотя одновременно наблюдается рост числа договоров с юридическими лицами, темпы снижения количества договоров с физическими лицами его опережают, в связи с чем прослеживается общий спад в сегменте автокаско.

    Что в портфеле

    Страхование автокаско изначально являлось локомотивом добровольного имущественного страхования в Беларуси, а в последние годы окончательно закрепило за собой подавляющую долю данного сегмента. Так, за 2013 год доля автокаско в портфеле добровольного имущественного страхования составила 53,8%, а в портфеле всех добровольных видов – 39,2%.

    По мнению экспертов, рост страхования автотранспорта в последние годы вызван такими факторами как:

    ·         рост автопарка;

    ·         удорожание приобретаемых новых автомобилей;

    ·         замена старого автопарка на новый, состоящий из более дорогих автомобилей;

    ·         доступность автокредитования (в прошлые годы).

    Большинство белорусских страховщиков имеют долю автокаско в портфеле добровольного страхования от 30% до 60%. Экстремальные показатели (когда более 80% страховых премий приходится на страхование автотранспорта), либо, наоборот, игнорирование данного страхового продукта чаще всего характерно для небольших страховых организаций либо тех, которые специализируются на отдельных видах страхования.

    При этом многие эксперты отмечают, что страхование автотранспортных средств, в особенности приобретенных в кредит, в настоящее время малоприбыльно, и считают слишком большую долю автомобильного страхования в портфеле излишне рискованной. В 2013 году средняя частота страховых выплат составила около 100%, то есть, на каждый договор страхования в среднем приходится одна страховая выплата.

    Для снижения потерь крупнейшие страховщики проводят анализ убыточности и сегментацию рынка. Например, считается, что покупатели новых дорогих иномарок с немалым опытом вождения в возрасте старше 30 лет приносят меньше всего убытков. А лица, покупающие подержанные и недорогие новые иномарки, а также продукцию российского автопрома, являются самой убыточной категорией для страховщиков.

    В качестве резюме

    Результаты 2013 года в сегменте автокаско показывают, что страховщики уделили особое внимание вопросу рентабельности данного вида. В связи с этим можно ожидать некоторое понижение тарифов в текущем году для привлечения в качестве клиентов граждан, которые сейчас не создают такой же спрос на эту услугу, каким он был ранее. Однако все зависит от политики ведения бизнеса каждой страховой компании. Результаты работы за первый квартал показывают, что в 2014 году объемы страхования каско если и будут расти, то небольшими темпами, так как ставки по кредитам остаются малоподъемными, а высокие девальвационные и инфляционные ожидания не способствуют формированию доверия к белорусской денежно-кредитной системе.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by