DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 9 Ноя 2012 0:00

    Кредит под Startup: от идеи – до реализации

    Возможность получить кредит под хороший стартап в Беларуси есть. Беда в том, что даже хорошие идеи, для финансирования которых начинающие предприниматели обращаются в банки, недостаточно продуманы и не учитывают многих «подводных камней», существующих в этом бизнесе.

    По международной статистике, 80% людей хотя бы раз в жизни задумывались о том, чтобы начать свой бизнес, и лишь 5% из них воплощали эти замыслы в реальные проекты. Но уже в течение первого года 9 из 10 новых бизнесов (на английский манер их принято называть стартапами), как правило, разорялись. Таким образом, коммерческая эффективность стартапов не превышает 10% от реализованных и 2-3% от планировавшихся проектов.

    В большинстве случаев эти проекты умирают, еще не родившись: их авторы отказываются от идеи, осознав ее невыполнимость, либо из-за отсутствия ресурсов. Высокий риск стартапов вынуждает банки очень осторожно рассматривать возможность их финансирования. Поэтому в бизнес-среде распространено стойкое убеждение, что получить кредит под стартап, в частности, у нас – в Беларуси – практически невозможно. Попробуем разобраться: так ли это на самом деле, и каким требованиям должны удовлетворять такие проекты, чтобы рассчитывать на кредитную поддержку?

    Большая доля малого бизнеса

    Следует отметить, что роль малого и среднего бизнеса (МСБ) в экономике страны с каждым годом растет. Так, на начало 2012 года в Беларуси состояло на учете 90 тыс. субъектов МСБ – юридических лиц и около 225 тыс. индивидуальных предпринимателей. Доля субъектов МСБ в ВВП страны достигла 20%, в розничном товарообороте – 40%, и даже во внешнеторговом обороте – 35%! Удельный вес малого и среднего бизнеса в общем объеме налоговых и прочих платежей в бюджет составил почти 30%. Конечно, доля новых проектов в этих цифрах – ничтожно мала. Но, тем не менее, все ИП и малые предприятия когда-то начинались как стартапы! А значит, по-настоящему эффективная и оригинальная бизнес-идея все же может пробить себе дорогу и в нашей стране.

    Растущая роль малого и среднего бизнеса в экономике страны, а также его высокая «стрессоустойчивость» в условиях кризисов, заставила банки по-иному взглянуть на эту категорию клиентов. Тем более что любой малый бизнес имеет тенденцию расти и становиться крупным, оставаясь при этом лояльным клиентом банка, которому многим обязан. Например, финансированием на этапе становления, помощью со стороны консультантов банка и др. Следуя этой же логике, вскоре банки будут вынуждены сделать еще один шаг на пути привлечения новых клиентов – всерьез заняться работой со «стартаперами».

    Пока немногие кредитные учреждения в нашей стране готовы рассматривать возможность финансирования стартапов, а те, кто все же озвучил эту услугу, в большинстве своем понимают под стартапом новый проект уже действующего предпринимателя. И кредитуют такие проекты довольно ограниченно – в пределах стоимости активов уже существующего бизнеса владельца. Тем не менее, некоторые банки финансируют и абсолютно новые проекты начинающих бизнесменов. Продвигается этот процесс непросто, условия для авторов стартапов – довольно жесткие, но, как говорится, лиха беда начало…

    Один из десяти

    – В последние три года с ростом инвестиционной активности в Беларуси спрос на такие кредиты очень велик, – отмечает Татьяна Конопляникова, начальник отдела проектного финансирования ОАО «Белгазпромбанк». – В банки обращаются как белорусские, так и иностранные инвесторы. В практике Белгазпромбанка под стартапом (хотя мы и не применяем такой термин) понимается вновь созданное предприятие, на котором реализуется инвестиционный проект. Обычно это новый бизнес, но, как минимум, один из его инициаторов-инвесторов должен иметь опыт в этой сфере. Однако и новый проект на действующем предприятии, если он имеет значительный эффект для развития бизнеса, может анализироваться как стартап с соответствующими подходами и допущениями.

    Как говорят эксперты «Дела», количество обращений в банки авторов стартапов очень значительно. Например, в МТБанке, бывает по нескольку таких обращений за день, а возможность их финансирования рассматривается почти каждую неделю. Притом что до кредитного комитета доходит не более 10% проектов – большинство «отсеивается» на стадии предварительного рассмотрения.

    – Это происходит не потому, что мы просто отвергаем большинство из них,– говорит Петр Андрусевич, заместитель начальника Управления корпоративных продаж ЗАО «МТБанк». – Просто часто такие проекты недостаточно хорошо продуманы или не учитывают всех возможных рисков. Приведу пример: к нам приходит клиент, который хочет открыть бизнес в небольшом городе и заниматься грузоперевозками, в частности, доставкой молочной продукции. Мы начинаем задавать ему вопросы: кто будет вашими заказчиками, как они платят (например, знает ли предприниматель, что многие молочники рассчитываются с отсрочкой в два месяца и более)? Где он найдет водителей, которых сейчас в стране не хватает, существуют ли у него возможности обратной загрузки и т.п.? Т.е., мы помогаем клиенту понять, что он не все продумал, и показываем ему «тонкие» места в его проекте.

    В одном из банков вспомнили еще один похожий случай, когда начинающий предприниматель хотел заняться производством молочных изделий по итальянской технологии, и пришел в банк, чтобы взять кредит на покупку оборудования. Но когда сотрудник банка начал задавать вопросы – клиент «поплыл». Между тем, вопросы были простые: где найти специалистов, которые смогут обслуживать это оборудование и соблюдать итальянскую технологию производства, как наладить сбыт, логистику и т.п. Но самой большой неожиданностью для автора стартапа оказалась информация о том, что обеспечить производство молоком в Беларуси очень сложно из-за наличия у крупных производителей «сырьевых зон» и по другим причинам. В итоге начинающий бизнесмен был вынужден отказаться от этой идеи. Оказалось, что он никогда не работал в этом бизнесе, и многих проблем просто не представлял.

    Поэтому наличие опыта – одно из ключевых требований со стороны банков. Как свидетельствует опыт выдачи таких кредитов, наиболее успешные проекты реализуются теми, кто успел поработать в этой же сфере наемным работником. Например, если человек работал в торговой компании и решил начать свой бизнес, то у него уже есть и поставщики, и покупатели, он в курсе цен и ситуации на рынке.

    Хотя стартаперы просят у банков небольшие суммы – обычно в пределах $50-60 тыс., реже – $100-150 тыс., в силу повышенных рисков от них требуется залог в размере 100% объема кредита, либо поручительство на эту сумму от физических или юридических лиц. Поэтому, чаще всего, финансирование удается получить достаточно сформировавшимся людям, имеющим определенную собственность, круг обеспеченных друзей и родственников. Правда, бывают и исключения. В МТБанке помнят, как 5 лет назад к ним пришли совсем молодые ребята, решившие заняться интернет-торговлей. Им удалось получить финансирование, во многом потому, что стартовые затраты были относительно небольшими. Сегодня их бизнес – один из крупнейших в Беларуси интернет-магазинов!

    Резюмируем

    Как говорят эксперты «Дела», основной проблемой начинающих стартаперов является не отсутствие залога и даже не высокие процентные ставки (тем более что кредит можно взять в валюте), а отсутствие в стране качественного консалтинга. Банкиры говорят, что большинство бизнес-планов, с которыми к ним приходят авторы проектов, соответствуют своему названию только по форме, а не по содержанию. Поэтому банкам, которые кредитуют стартапы, приходится содержать штат подготовленных консультантов. Получается замкнутый круг: портфель стартапов – невелик, доход он приносит небольшой, а затраты времени и денег на работу с такими клиентами – весьма значительны. Тем не менее, объемы кредитования новых проектов в стране растут. Конечно, до момента, когда банки начнут конкурировать в этом сегменте так, как это уже происходит в среде МСБ, должно утечь еще много воды. Но уже сам факт того, что в условиях нашей «штормящей» экономики такая возможность есть – хороший знак для бизнеса.

    – Получить кредит вновь созданному юридическому лицу вполне реально, – считает заместитель Председателя правленияОАО «Белгазпромбанк»Дмитрий Кузьмич. – Однако следует учесть, что в качестве обеспечения по таким кредитам, как правило, выступают: залог имущества, поручительство юридического и (или) физического лица. Получить кредит только лишь под «идею» довольно проблематично. Финансирование таких стартапов – это не столько банковский бизнес, сколько отдельный сегмент развитого финансового рынка, так называемое венчурное финансирование, которое осуществляют специализированные фонды. За сотни лет своего существования банки во многом остались консерваторами и не готовы идти на повышенный риск, предпочитая передать это в руки более мобильных и рисковых компаний.

     

    Мнение эксперта

    Татьяна Конопляникова, начальник отдела проектного финансирования ОАО «Белгазпромбанк»

    – Главной особенностью кредитования стартапов является то, что они реализуются на новых предприятиях, не имеющих бухгалтерской статистики, и основным источником погашения таких кредитов являются будущие денежные потоки, которые могут быть получены от успешной реализации проекта. Поэтому, безусловно, реализация стартатов связана с повышенными рисками. Основные из них лежат в области технической реализации проекта (наличие опыта у руководителей, качественная разработка проекта, получение всех необходимых разрешений, соблюдение сроков и качества реализации, рынки проекта и многое другое) и достаточности финансирования на всех этапах. Кроме того, в таких проектах обычно отсутствует традиционное обеспечение, за исключением самого создаваемого бизнеса. Как следствие, для нас очень важно, чтобы проект соответствовал критериям приемлемости для банка.

    Традиционно мы просим от инвестора 30% собственного участия в проекте. Далее важно, чтобы проект прошел стадию проектирования, были получены необходимые разрешения, разработан бизнес-план, тщательно проработаны рынки (наличие подтвержденных предварительных договоренностей с поставщиками и покупателями). И, конечно, проект должен быть рентабельным и окупаемым в период кредитования. При этом кредитной политикой банка не приветствуется финансирование проектов, вообще не имеющих аналогов.

    Петр Андрусевич, заместитель начальника Управления корпоративных продаж ЗАО «МТБанк»

    Стартап с продуманной концепцией, владелец которого хорошо проработал свой проект, знает подводные камни этого бизнеса, представляет ситуацию на рынке, грамотно планирует будущие денежные потоки – может рассчитывать на финансирование. Особенно важно, чтобы начинающий предприниматель имел опыт работы в проекте, под который хочет получить кредит. В нашей практике были случаи, когда люди, перед тем как открыть свой бизнес, специально устраивались на работу в компанию интересующего их профиля, чтобы получить необходимый опыт.

    Как правило, авторы большинства успешных стартапов – уже состоявшиеся в жизни люди, имеющие некоторый первоначальный капитал и имущество, которое могут предоставить в залог. Замечу, что далеко не всякое имущество может стать предметом залога. Например, в нашем банке в залог не принимаются личные автомобили старше 15 лет и жилая недвижимость.

    Пока белорусские банки достаточно осторожно подходят к кредитованию таких проектов. Во многом по причине более значительных рисков, чем при кредитовании действующего бизнеса. Правительство Москвы, чтобы стимулировать банки финансово поддерживать начинающих предпринимателей, создало специальный фонд, который выступает гарантом при выдаче таких кредитов. Похожая система государственных гарантий возврата просроченных кредитов по стартапам существует и в Казахстане. Думаю, аналогичный механизм был бы полезен и в нашей стране, тем более что ресурсов для создания такого фонда понадобится не так уж и много.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by