Delo.by,

    Комментарии 9 Ноя 2012 12:25

    Белорусские компании начинают более серьезно относиться к «предпродажной подготовке»

    Рынок слияний и поглощений (M&A) в Беларуси в последние годы сделал значительный шаг вперед. Активность на нем достигла пика в 2011-м, что было связано с увеличением числа приватизационных сделок в рамках так называемых «правительственных списков». В этот период прямые иностранные инвестиции (ПИИ) составили $3986 млн., или 7,2% ВВП страны. Правда, 63,6% этой суммы пришлось всего на одну сделку по окончательному расчету Газпрома за акции Бетрансгаза. Без ее учета ПИИ составили гораздо более скромную сумму – $1485,8 млн., что, однако, в 1,9 раза больше, чем в 2010-м.

    Владельцы бизнеса в Беларуси (в том числе, самый крупный из них – государство) уже столкнулись с тем, что заинтересовать инвестора (особенно – зарубежного) может далеко не каждая компания, и что грамотная «предпродажная подготовка» – важнейшая составляющая успешной сделки. Тем не менее, редко кто из руководителей точно знает – что для инвесторов по-настоящему важно, а что – не очень.

    «Три причины могут остановить инвестора вкладывать финансы в вашу компанию, – говорит Сергей Рябухин, управляющий партнер управляющей компании «Зубр Капитал». – Прежде всего, нельзя продать бизнес, если после осуществления такой сделки, компания теряет свой стратегический актив. Например, оптовый бизнес завязан на личных связях и контактах, и если при его покупке вы теряете эти связи, то фактически, покупаете не бизнес, а склад. Кроме того, практически невозможно продать бизнес, рынок которого сузился или практически исчез. И, наконец, нельзя продать теневой бизнес».

    Сейчас на рынке наиболее распространены сделки с небольшими бизнесами – с годовым оборотом порядка $20-30 млн. и рыночной стоимостью порядка $10-20 млн. При подготовке такого бизнеса к продаже его владельцам нужно учитывать специфику рынка, на котором они работают, а также тип инвестора, с которым они собираются заключить сделку. А при оценке – исходить из того, что большинство инвесторов рассчитывают на окупаемость своих вложений в пределах 4-5 лет.

    Как утверждают эксперты журнала «Дело», инвесторы на постсоветском пространстве уже набили достаточно шишек и стали умнее. Поэтому, чтобы сделка по продаже компании оказалась успешной, ее владелец должен понимать мотивы, которыми руководствуется инвестор. Как правило, действующий бизнес покупается в трех случаях: если создать новую компанию дороже, чем купить, если бизнес имеет хороший нераскрытый потенциал (т.е. он может вырасти, благодаря финансовым вливаниям и грамотному менеджменту), и, наконец, когда инвестор заинтересован в каких-то конкретных активах. Например, в земельном участке, зданиях и т.п., которые после реструктуризации бизнеса можно выгодно продать или сдать в аренду. Исходя из понимания этих мотивов, и нужно строить стратегию продажи.

    Непосредственно процесс «предпродажной подготовки» включает несколько основных шагов. Первый – формирование инвестиционного предложения. Необходимо определить для себя оптимальный вариант сотрудничества с потенциальным инвестором: будет это продажа доли или всей компании, готова ли компания по требованию инвестора сменить менеджмент и стратегию. Второй – разработка стратегии продажи бизнеса. Для этого необходимо сформировать портрет потенциального покупателя, которому будет интересно это инвестиционное предложение.  Третий – создание финансовой модели стратегического развития компании: обосновать оценку стоимости продаваемой компании, продемонстрировать перспективы ее развития, ее сильные стороны и возможности. Четвертый – подготовка пакета документов для duediligence*(основная отчетность), посколькулюбой уважающий себя инвестор так или иначе будет проводить финансовый, правовой, коммерческий и технологический аудит.

    Как отмечают большинство инвестиционных консультантов,предпродажная подготовка бизнеса – процесс очень важный и трудоемкий. Но при этом именно он на 80% обеспечивает успех сделки.

    Подробнее об этом читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – «Строительство и недвижимость».

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by