Delo.by,

    Комментарии 16 Май 2012 16:00

    Почему белорусские банки заинтересовались малым и средним бизнесом?

    Еще несколько лет назад белорусские банки практически не воспринимали субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в качестве перспективных клиентов. Основная конкурентная борьба на рынке банковских услуг велась за крупных промышленных гигантов, преимущественно из нефтяной сферы, энергетики, пищевой промышленности и других более или менее «благополучных» отраслей. А также – в розничном сегменте.

    Однако теперь ситуация изменилась. Кризис наглядно показал, что государственная промышленность очень подвержена внешним рискам, и что платежеспособность госкомпаний больше зависит от стабильности экспортных поставок, нежели от внутреннего спроса. Население, чьи доходы после девальвации сократились практически вдвое, также «ужалось», и лишь МСБ продемонстрировал завидную (особенно – на фоне текущих экономических проблем) стабильность.

    Мотивация банкиров в целом понятна. МСБ – быстрорастущий рынок, и хотя его игроки не могут похвастаться огромными оборотами (обычно банки относят к этой категории предприятия, чья ежегодная выручка не превышает $10 млн.), зато их много, и они очень «живучи»! Добавим сюда еще и большой потенциал. Сегодня, по некоторым оценкам, в малом и среднем бизнесе занято около трети активного населения Беларуси. В развитых странах эта цифра составляет около 50%, так что расти этот сегмент будет очень значительно. Тем более что, по некоторым данным, сегодня в банках кредитуются не более 10% малых и средних компаний.

    В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь, к 2015 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны должна составить не менее 30%. Но главное – даже не это.

    – В отличие от крупного, малый и средний бизнес – это диверсификация кредитных рисков для банка, – говорит Дмитрий Истомин, начальник Управления финансирования малого бизнеса ЗАО «МТБанк». – Все-таки возможность банкротства десяти небольших предприятий одновременно – гораздо менее вероятна, чем одного крупного. То же самое можно сказать и о риске потери клиента. К тому же, работа с МСБ – это разумный баланс затрат и доходности. Понятно, что легче сопровождать одного большого клиента, нежели 10 небольших компаний, но зато крупному клиенту легче «отжать» банк на снижение тарифов или ставок. А субъектам МСБ, прежде всего, важна скорость. Иногда они даже готовы заплатить чуть дороже, поскольку кредит им нужен «вчера».

    Более высокую маржинальность работы с малым и средним бизнесом и меньшие риски отмечают представители практически всех банков. Поэтому, если еще недавно основными игроками в этом сегменте были небольшие банки «второго эшелона» – как правило, с иностранным капиталом, продвигавшие продуктовые линейки и кредитные линии ЕБРР и других международных финансовых организаций, то сейчас в эту борьбу включились крупные кредитные учреждения. Например, Белгазпромбанк, белорусские «дочки» Сбербанка, Росбанка, Внешэкономбанка и др. Как правило, у основных игроков этого рынка доля МСБ в кредитном портфеле составляет не менее 15-20% и имеет явную тенденцию к росту.

    Подробнее об этом – читайте в печатной версии свежего номера журнала «Дело», главная тема которого – образование и карьера. А из рубрики «Личный капитал» вы сможете узнать, как заработать на рынке облигаций.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by