DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 5 Июн 2012 0:00

    Банки уходят. В розницу

    Спрос на рынке розничных кредитов до сих пор не восстановился, зато конкуренция продолжает расти.

     Прошлогодний валютный кризис и связанные с ним девальвация рубля и резкий рост процентных ставок, обрушили рынок кредитования физических лиц. Спрос в этом сегменте упал в разы и до его восстановления еще далеко. Как считают эксперты «Дела», такая ситуация может сохраняться в течение всего 2012 года. Впрочем, это не мешает банкам все активнее развивать розничный бизнес.

    Эхо кризиса

    О том, насколько значительно уменьшились кредитные портфели белорусских банков – свидетельствует статистика. На 1 февраля текущего года задолженность по кредитам, выданным отечественными банками физическим лицам, составила Br31,885 трлн.(на 1 января 2012-го – Br31,989 трлн.). Таким образом, в рублях розничный портфель банковской системы уменьшился вроде бы незначительно – всего на 0,3%, но в валютном соотношении ситуация складывается непростая.

    – Розничные кредитные портфели у большинства банков сужаются, – подтверждает Председатель Правления ОАО «ХКБанк» Альгердас Табатадзе. – Во-первых, по причине сокращения объема новых кредитов, во-вторых, за счет погашения ранее выданных кредитов в иностранной валюте. Доля последних уже совсем незначительна. На конец первого квартала этого года из примерно Br32 трлн. кредитов, выданных физическим лицам, около Br30 трлн. являлись рублевыми. Ипотечное и автокредитование практически остановилось. И лишь мелкая розница – потребительское кредитование наличными, карточное и POS-кредитование* – демонстрируют положительную динамику. Хотя в валютном эквиваленте портфели банков по таким кредитам также не достигли докризисного уровня.

    Собственно, ничего странного в сложившейся ситуации нет. При практически «стоящем» более полугода валютном курсе кредитные ставки снизились незначительно. Хотя на рынке уже появились предложения под 40% годовых, реально основной объем розничного кредитования приходится на кредиты под 50-80%. А стоимость POS-кредитов начинается с 60% и может достигать 100% годовых и более. Тем более что финансовые возможности населения также оставляют желать много лучшего. Ведь, как сообщает Главное статистическое управление Минска, по данным выборочного обследования домашних хозяйств, ежемесячные потребительские расходы одного среднего хозяйства в январе-марте текущего года составили Br4063,5 тыс. и уменьшились в реальном выражении на 10,8%. И это – в столице! Ситуация же в регионах наверняка еще хуже.

    Нацбанк давно выражал недовольство политикой коммерческих банков, которые «накручивают» на процентную ставку различные комиссионные вознаграждения. Например, за сопровождение договора либо за пользование кредитом. В ряде банков размер этой комиссии составляет 3-5,5% от суммы кредита. Поэтому регулятор уже подготовил законопроект о внесении изменений в Банковский кодекс, в соответствии с которым при кредитовании физических лиц все комиссионные вознаграждения будут запрещены. Но в том, что это поможет снизить кредитную ставку, у участников рынка есть большие сомнения.

    – Резкого падения ставок по новым кредитам не стоит ожидать по ряду причин, – говорит заместитель председателя правления Банка ВТБ (Беларусь) Дмитрий Фролов. – Во-первых, в портфелях у банков очень много дорогих депозитов. Во-вторых, банки по-прежнему высоко оценивают риск потенциального роста ставок к концу этого года. В-третьих, обслуживание многочисленных кредитов на небольшие суммы связано с достаточно высокими затратами.

    Пожалуй, сюда можно добавить еще одну причину – дефицит ресурсов. Сегодня покрытие кредитных ресурсов депозитами в целом по системе составляет не более 70-80%. И в условиях снижения ставок по депозитам этот показатель наверняка будет снижаться.

    Борьба за потребителя

    Хотя в целом спрос на кредитные ресурсы со стороны населения, по оценкам банкиров, составляет не более 70-80% от докризисных значений, в сегменте краткосрочного потребительского кредитования он восстанавливается намного быстрее. Люди готовы кредитоваться на небольшой срок и на достаточно небольшие суммы. И хотя доля POS-кредитов составляет не более 10-15% от общего объема потребительского кредитования, на этот рынок выходит все больше банков. О более широком развитии розничных программ уже заявили МТБанк, Банк ВТБ (Беларусь) и др.

    – Конечно, торговля еще не полностью восстановилась от кризиса, но объемы продаж некоторых торговых сетей, в частности, работающих в сегменте бытовой техники, уже достигли докризисного уровня, – отмечает Альгердас Табатадзе. – А если учитывать, что в некоторых сетях покупки по кредитам достигали 50% от оборота, то перспективы – достаточно неплохие.

    – Этот сегмент продолжает стабильно расти, – подтверждает Дмитрий Фролов. – Хотя суммы по таким кредитам невелики, они позволяют банку получить значительный клиентский поток. Мы стараемся, чтобы клиент, с которым мы работали в рамках POS-кредитования, воспользовался и другими услугами нашего банка. Кроме того, POS-кредитование обеспечивает довольно значительную маржинальность. Поэтому мы активно расширяем свою сеть в точках продаж с высоким оборотом и посещаемостью, например, в сетях продавцов бытовой техники, таких как «Пятый элемент», «Электросила», «Техноплюс» и др. На сегодняшний день наши точки присутствуют уже более чем в 40 магазинах, а к концу года их количество должно вырасти до 100.

    Еще одна причина интереса банков к рознице – диверсификация рисков, поскольку в каждом конкретном случае потерять здесь можно значительно меньше, чем приобрести. Тем более что платежная дисциплина белорусов намного выше, чем в России или Украине. Как говорят в МТБанке, просроченная задолженность по таким кредитам даже меньше, чем в разработанной изначально модели. А в чисто розничных банках она вдвое ниже, чем в среднем по стране.

    Торговые сети уже ощутили рост интереса к себе со стороны банков – в некоторых магазинах сейчас можно взять кредит на выбор из 3-4 банков. Поэтому наверняка торговля в ближайшее время начнет диктовать банкирам свои условия.

    Ждем-с…

    до первой звезды

    Что касается перспектив, то большинство аналитиков финансового рынка уверены: до более или менее приемлемого уровня ставки по потребительским кредитам снизятся не ранее конца 2012 года. Причем, произойдет это при условии, если Нацбанк и правительство смогут удержать под контролем инфляцию и продолжат политику снижения ставки рефинансирования. Хотя оживления в сегментах ипотеки и автокредитования, возможно, придется ждать еще дольше – слишком сложной остается ситуация на самих этих рынках.

    – На рынке актокредитования положительной динамики и резкого роста спроса практически не наблюдается, – говорит Александр Титов, заместитель Председателя Правления БТА-Банка. – Отдельные сделки, конечно, происходят – белорусы всегда покупали автомобили. Однако сейчас ситуация далека от той, которую мы наблюдали в лучшие времена. Хотя мой прогноз достаточно оптимистичный. Мы ожидаем, что с июня-июля уровень ставок снизится еще на 5-7 процентных пункта. Тогда и начнется оживление этого рынка.

    Справка «Дела»

    По данным Нацбанка, на начало текущего года задолженность по кредитам физлиц в национальной валюте сократилась в Беларуси с Br29,961 трлн. до Br29,945 трлн. В иностранной валюте на 1 февраля т.г. она составила Br1,94 трлн. в эквиваленте против Br2,028 трлн. на 1 января. В том числе задолженность по краткосрочным кредитам выросла с Br678,2 млрд. в начале текущего года до Br700,2 млрд. на 1 февраля. По долгосрочным кредитам на 1 февраля 2012-го задолженность составила Br31,185 трлн. против Br31,311 трлн. в начале года.

     

    *POS-кредит (от англ. PointOfSale) – кредит, выданный в месте совершения покупки.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by