Анатолий Бурбуть, специально для журнала «Дело»,

    Комментарии 3 Ноя 2010 0:00

    В состоянии ожидания. Перемен

    Чтобы выжить, страховому рынку необходима масштабная либерализация. И сейчас ее вероятность высока как никогда.

     

    Последние полтора года оказались для белорусских страховщиков очень непростыми. И в лучшие годы страховые организации, на чью долю приходится всего 3% финансового рынка страны, не хватали звезд с неба. А во время кризиса им пришлось столкнуться еще и со «схлопыванием» большинства видов услуг. Практически полностью свернулся сегмент АвтоКАСКО, считавшийся «локомотивом» страхования, проблемы наблюдались в сегментах корпоративного страхования и страхования грузоперевозок.

    Фактически страхование в нашей стране развивается преимущественно за счет обязательных видов услуг. Впрочем, в ближайшее время ситуация на рынке может измениться. И хотя в частных компаниях не первый год ожидают отмены госмонополии на обязательное страхование, вероятность этого сейчас высока как никогда.

     

    Что в копилке?

    По данным Министерства финансов, в первом полугодии 2010 года страховыми организациями Беларуси (а их сегодня на рынке — 25, в том числе четыре — государственные), было получено взносов по прямому страхованию и сострахованию на сумму Br613,2 млрд. Прирост поступлений составил Br98,6 млрд, или 16,1%.

    По нынешним временам это весьма неплохой показатель, особенно если сравнивать его со статистикой соседних стран, страховой рынок которых до сих пор считался более развитым. Однако представители белорусских страховых компаний не строят иллюзий: экономический кризис, зацепивший финансовый сектор в прошлом году, может больно аукнуться и в нынешнем. Виной тому — «латентность» страхования, когда выплаты премий по старым полисам увеличиваются, а объем новых договоров — уменьшается. В итоге возникает дисбаланс, который в ближайшее время может крайне негативно сказаться на этом бизнесе и, возможно, даже заставит отдельные компании уйти с рынка. Впрочем, нет худа без добра. Как отмечают эксперты «Дела», чаши весов, на которых расположились «обязаловка» и «доброволка», постепенно приходят в состояние равновесия.

    Так, по обязательным видам страхования белорусскими компаниями в первом полугодии было получено страховых взносов на Br308 млрд. Удельный вес этих услуг в общей сумме поступлений составляет 50,2%, и он постепенно снижается. Еще год назад доля «обязаловки» составляла 52,9%. На личное страхование в этом сегменте приходится 39,4%, на имущественное — 8,1%, а страхование ответственности занимает 52,5%.

    Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме страховых взносов сегодня составляет 49,8%. В них на страхование жизни и здоровья приходится 23,9%, имущественное — 69,7%, страхование ответственности — 6,4%. «Доброволка» принесла страховщикам около Br305 млрд.

    Как это ни печально, выплаты страхового возмещения и обеспечения продолжают расти — в первом полугодии 2010 года они составили Br360,9 млрд. В структуре страховых выплат на долю добровольных видов страхования приходится 45,5%, обязательных — 54,5 %.

    Рост выплат заставляет страховщиков аккумулировать значительные суммы в резервах. В целом по республике резервы на начало июля 2010 года составили Br967,1 млрд. Общий же капитал белорусских страховых организаций на начало июля составил Br1906,2 млрд. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в действующих ценах он увеличился на Br477,5 млрд, или на 133,4 %.

     

    КАСКО стагнирует

    Летом на страховом рынке произошли события, которые можно назвать «маленькой революцией». Указ Главы государства № 519 от 23.10.2009 года вступил в силу 1 июля и фактически ввел в стране систему прямого возмещения убытков и новую процедуру оформления дорожно-транспортных происшествий. Суть изменений в том, что граждане могут заключать так называемые «комплексные» договоры, которые, помимо обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, будут включать и элементы добровольного. Фактически, речь идет о появлении в стране универсальной услуги с элементами полисов ОСАГО и КАСКО. Последние до недавнего времени ввиду дороговизны были мало востребованы, и поэтому появление доступных услуг страхования, по мнению разработчиков Указа, должно было положительно повлиять на развитие рынка. С другой стороны, работы у страховщиков после вступления Указа в силу прибавилось: аварийные ситуации теперь часто фиксируются без участия ГАИ, а разбираться с выплатами приходится им самим.

    Транспортное страхование считается валообразующим видом услуг — оно занимает более 65% рынка. Для частных страховщиков именно полисы КАСКО являются основным источником дохода. В портфелях некоторых компаний их доля превышает 70%. Но после того как в конце 2008 года на автомобильном рынке страны впервые была показана отрицательная динамика, продажи полисов добровольного автострахования сократились пропорционально сбыту новых автомобилей. Но при этом выплаты по подписанным ранее договорам — даже увеличились.

    — Сегодня рынок столкнулся с увеличением выплат, но, учитывая, что объемы новых взносов не так велики, наблюдается тревожная диспропорция: мы выплачиваем больше денег, чем собираем, — говорит руководитель Белорусской ассоциации страховщиков (БАС) Ирина Мерзлякова.

    Необходимость платить по растущим счетам — не единственная «болевая точка» белорусского страхования. В самый разгар кризиса в сегменте КАСКО образовалась еще одна проблема — откровенный демпинг со стороны отдельных компаний, где начали снижать тарифы в надежде увеличить объем поступлений. А такие меры никогда не шли на пользу рынку. Теперь же, когда появилась новая услуга, которая в среднем в 3,5 раза дороже «автогражданки», но при этом в 5-7 раз дешевле КАСКО, может случиться так, что более дорогое добровольное страхование окажется невостребованным. По прогнозам БАС, примерно 10-15% клиентов могут отказаться от полисов КАСКО. Хотя у них, безусловно, есть свои преимущества.

    — Несмотря на значительную разницу в цене, потери вряд ли окажутся смертельными для рынка АвтоКАСКО, — уверен глава компании B&BInsuranceБорис Медник. — Дело в том, что комплексный полис не будет закрывать многие риски автовладельцев. К примеру, в комплексном страховании регулирование ущерба будет проходить с учетом износа транспортного средства, а в КАСКО — без учета. Те клиенты, которые уже имели полисы добровольного страхования, в большинстве своем предпочтут их новым услугам.

     

    Рынку нужен толчок

    Удивительное дело: в стране принято страховать имущество и автомобили, а между тем страхование жизни занимает мизерную долю рынка. Как будто стоимость разбитого в аварии авто дороже загубленного в том же ДТП здоровья. К примеру, в 2008 году из всех погибших на дорогах страны граждан были застрахованы не более 1%. Один из основных факторов, сдерживающих развитие таких страховых услуг среди физлиц — немногочисленность среднего класса. Мировая практика свидетельствует: рынок страхования жизни хорошо развивается там, где средний доход на душу населения составляет $500-700. В Беларуси же такого уровня достигли только около 10-11% граждан. По мнению страховщиков, государство не должно оставаться в стороне, и должно помочь в развитии так называемых «социальных составляющих» страхового рынка — страхования дополнительной пенсии, жизни и здоровья.

    — Невозможно сдвинуть с мертвой точки проблему силами только страховых компаний: должна проводиться соответствующая государственная политика. Иначе доля страхования дополнительной пенсии так и не сможет преодолеть нынешние 5% от совокупного объема страховых взносов, — говорит Ирина Мерзлякова. — Только государство может привить страховую культуру. Достаточно вспомнить хотя бы историю развития автомобильного страхования. Пока не была введена автогражданка, КАСКО развивалось весьма скромными темпами. Аналогичная ситуация с медицинским страхованием и с накоплением пенсий. Кстати, во всех наших государствах-соседях уже введено обязательное медицинское страхование. Это — первый шаг на пути приучения граждан к полисам.

    Представители страховой отрасли уверены: реформы назрели. Для того чтобы рынок мог нормально развиваться, государству нужно сформировать четкую позицию по принципиальным вопросам: определиться с квотами на присутствие иностранного капитала и уравнять в правах частных и государственных страховщиков. И есть надежда, что в ближайшее время Госстрахнадзором будут, наконец, предприняты реальные шаги по либерализации и активизации страхового рынка.

    — Нами предусматривается постепенный переход, снятие отдельных ограничений и административных процедур, а также создание равных условий для страховых компаний всех форм собственности,— поясняет начальник главного управления страхового надзора Минфина Виктор Сержинский. — Кроме того, речь идет об изменении отдельных подходов как по присутствию, так и по деятельности иностранных инвесторов.

    Необходимость перемен в отрасли иначе как «больной мозолью», на которую постоянно приходится наступать страховщикам, и не назовешь. Тем более что в Беларуси, претендующей на вступление в ВТО, сектор страхования является значительно менее открытым, нежели банковский, а законодательная база — менее развитой. Поэтому сейчас в Минфине готовят ряд законодательных актов, которые должны серьезно изменить регулирование рынка страховых услуг. Но вопрос: стоит ли это делать «одним махом» или снимать ограничения исподволь — пока остается открытым. Ведь наш рынок слишком уязвим в силу слабой конкурентной среды и значительной монополизации. Масштабная его либерализация может привести к массовой экспансии «варягов» и исчезновению отечественных страховщиков.

     

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by