DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 3 Сен 2010 0:00

    Экспресс-анализ: Прогнозы

    Динамика прироста продаж товаров и продовольствия на белорусском рынке в 2010 году (по сравнению с 2009 годом)

     

    Моющие средства             27,4%

    Обувь                             +26,7%

    Сыры                              +23%

    Одежда                           +19%

    Соки                               +16,9%

    Крупы                             +14,5%

    Макароны                        +13,7%

    Мясо                               +10%

    Бензин                            9,9%

    Бытовая электроника        -20%

    Стиральные машины-10%

     

    Под знаком выборов

     

    Государство продолжает поддерживать внутренний спрос. Переориентация экономики с потребления на инвестиции начнется не ранее 2011 года.

     

    Мировой рынок избежал глобального срыва. Основные бреши в бюджетах худо-бедно удалось залатать, часть собственности была перераспределена, экономика (в первую очередь, ее финансовые институты) частично попала под государственный контроль. Русским не удалось «под шумок» заполучить Opel, да и в Беларуси, к слову, также ничего особенного, за исключением пары предприятий не продали.

     

    Наш «паровоз»

    В нашей стране в 2010 году главным «мотором» экономики стала политика активной поддержки платежеспособного спроса. Логика понятна: в год, примерно за шесть месяцев до президентских выборов происходит накачка денег в карманы избирателей. У нас это уже стало политической традицией, которую грех не использовать бизнесу. Конечно, депрессионные явления никуда не исчезли. Но при этом товарные запасы снизились с 90% до 60%. Сработал ценовой механизм, поскольку кризисные процессы всегда приводят к обесцениванию товаров. Что, в свою очередь, повышает благосостояние потребителей и… снижает прибыль предприятий, которые просчитались в определении своих рыночных ниш.

    Ситуация в национальной экономике развивалась под воздействием внешних инвестиционных рынков. Именно это послужило стимулом для покупки техники и оборудования, произведенного в Беларуси. При росте внешних продаж на 27% (что, правда, пока не компенсировало потерь 2009 года) продажи инвестиционных товаров в Россию выросли на 70%. Это неплохо, так как наш собственный инвестиционный рынок показал рост спроса всего на 4%. Те, кто ставил на накопление — проиграли. Решающим фактором в 2010 году оказалось потребление.

    Главным событием ближайшего времени для Беларуси будут президентские выборы. Особенно, если власть сможет обеспечить продекларированное намерение повысить заработную плату до $500. Пока эта цифра не кажется вполне реалистичной. Средний уровень существующей заработной платы — Br1,078 млн. Следовательно, к концу года он должен увеличиться до Br1,5 млн. Возникает вопрос: стоит ли так форсировать события? Тем более что вкладывать деньги у нас особенно и не во что. Не развит рынок ценных бумаг, явно не ориентирована на граждан Беларуси и стартующая приватизация. Тем более что сейчас сложилась весьма интересная ситуация. Мировой рынок начинает подниматься. В соседней России — позитивные финансовые тренды, растет инвестиционный спрос, экономика корректируется в пользу инновационной составляющей. Для нас — это пока сказка. А также — проблема выбора.

    Все, что мы делали до кризиса, внешне было неплохо — темпы роста, социальное равенство и все такое. Но директивная экономика и громоздкая налоговая система с армией бухгалтеров стали обузой для страны. Образно говоря, наш корабль переполнен этим «балластом». Слишком много сил тратится на преодоление внутреннего сопротивления.

    Бизнес-цикл страны нуждается в осмыслении и серьезной корректировке, поскольку противоречия в экономике и политике стали просто фундаментальными. Мы по-прежнему используем кейнсианство — «регулируем и управляем». Например, активно применяем кейнсианскую методологию стимулирования экономики — расширяем совокупный внутренний спрос за счет роста доходов населения. Наше правительство не умеет работать в системе либеральных ценностей и свободной экономики. Там пока даже не понимают, что именно надо менять. Лишь собирают предложения бизнеса и иностранных консультантов. Подобно тому, как российские чиновники твердят о модернизации и нанотехнологиях, белорусские — о либерализации. Между тем, на повестке дня одна дилемма: инвестиции или потребление?

     

    Инвестиции в ступоре

    Постдепрессивное развитие любой экономики обычно начинается с роста инвестиционной активности. На предприятиях, переболев снижением спроса и увольнениями персонала, начинают новый бизнес-цикл. Появляются новые технологии и новые товары, создаются новые рабочие места. У нас инвестиционная активность с начала года приросла всего на 4%. Это не похоже на старт новой экономической эры и совсем не на пользу национальному бизнесу. Более того, белорусские политики и хозяйственная номенклатура вообще не ассоциируют рост инвестиций с процессом создания и укрепления капитала. Тогда как еще Маркс доказал: инвестиции — и есть рост капитала. Если это не так, то такие инвестиции — ни что иное, как простое растранжиривание денег.

    Бюджетные инвестиционные вливания в экономику Беларуси заметно приостановились. В чем причина? Ответ прост: в изменении политического цикла, который решает эту дилемму именно в пользу потребления. Интересы власти на пороге очередных выборов не совпадают с потребностями перспективного экономического развития страны. Но ведь новые рабочие места и новые технологические решения просто нереальны при стимулировании потребления. Либерализация же при этом и вовсе превращается в чисто пропагандистский лозунг. По этой же причине тормозятся инвестиционные процессы в частном бизнесе. Будущие собственники откровенно выжидают.

    Доходы населения уже обозначили движение вверх. Пенсии на 13%, зарплата — на 7%. Этот рост доходов, особенно для небогатых слоев населения, выводит деньги на внутренний рынок, стимулируя покупки товаров массового потребления. Неслучайно и продукты питания, и текстиль, и бытовая техника демонстрируют рост продаж. Другой вопрос: чем это оборачивается для рынка, и кто оказывается в выигрыше?

    Начнем с продовольствия. В лидерах прироста продаж на белорусском рынке продуктов питания — сыры (+20,3%) и соки (+16,9%). Заметим, что рост доходов сказался в пользу далеко не самых дешевых видов продовольствия. Далее следуют макаронные изделия (+13,7%) и крупы (+14,5%). Это — продукты длительного пользования преимущественно пенсионеров и потребителей с невысокими доходами. Мяса мы стали покупать на 10% больше…

    Непродовольственные товары в нашей стране на треть представлены импортом. Хитом продаж здесь является обувь. Ее стали покупать на 26,7% больше. На 27,4% увеличились продажи синтетических моющих средств. На рынке сбыта чулок, одежды, бельевого трикотажа виден рост на 18-19%. Отметим, что холодильников и телевизоров в 2010 году покупалось на 20% меньше. Стиральными машинами население также обеспечено. Их продажи упали на 10%. При росте цен на бензин с начала года на 17% его закупки увеличились всего на 9,9%. Так что, как это ни прискорбно признавать, поддерживая потребление, мы заставляем нашу экономику работать «на унитаз».

     

    Хороший год?

    Итак, сегодня мы имеем процесс оживления экономики с одновременным депрессивным состоянием ряда сегментов рынка. В первую очередь, среди «пострадавших» — автобизнес, АЗС, продавцы сложной бытовой техники.

    Сокращение товарных запасов не может не радовать директоров предприятий. Но проку от этого пока немного. Ведь большинство из них находятся далеко не в лучшем финансовом положении. Чтобы получить прогнозный 6% прирост ВВП и увеличить зарплаты, предприятиям пришлось нарастить кредитную задолженность на 32,7%. Это очень тревожный фактор. Пора «притормозить» с кредитами, тем более что они берутся в прямом смысле на проедание. Доля инвестиционных покупок — откровенно мизерна.

    Теория кризисов нам «не указ» в проведении экономической политики. Поэтому с точки зрения инвестиций бизнесу придется подождать, пока закончится этот «политический год». Лишь затем начнется решение долгосрочной задачи выстраивания эффективной экономики. Сейчас же лучше использовать сиюминутные тренды и ориентироваться на потребительские сегменты с самым хорошим спросом.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by