DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 11 Июн 2010 0:00

    Кому достанется «фамильное серебро»?

    Привлечение иностранных инвестиций объявлено в Беларуси стратегической задачей. Но о масштабной приватизации при этом речь не идет. Государство по-прежнему предлагает инвесторам начинать новые проекты «с нуля», или, в крайнем случае, пытается продать не самые доходные активы. Наиболее ценное «фамильное серебро» белорусские власти придерживают «на черный день», а если и продают, то точечно — чтобы залатать дыры в бюджете. Впрочем, по мнению экспертов «Дела», тот самый «черный день» не за горами — он наступит уже в 2011-2012 годах, когда перестанут «капать» суммы, вырученные от продажи Белтрансгаза, и придет пора основных выплат по внешним займам.

     

    Рынок оживает

    Инвестиционная активность в Восточной Европе понемногу «просыпается» после кризисного застоя. Исключение, пожалуй, составляют лишь страны Балтии, рынки которых, похоже, еще даже не достигли «дна». Первыми, как и положено, начинают «активничать» внутренние инвесторы. Такие проекты уже идут полным ходом как в России и Украине, так и в Беларуси. Обычно активизация внутренних инвестиций служит позитивным сигналом для инвесторов внешних. Раз уж «свои» не боятся вкладывать деньги, то и зарубежному бизнесу опасаться особенно не стоит. В России, судя по стабильному росту основных биржевых индикаторов, например, индекса РТС, этот процесс уже пошел. Подтверждение — недавнее размещение российских гособлигаций, спрос на которые превысил предложение в 3 раза. Причем, россияне получили очень дешевые ресурсы — примерно под 4% годовых на 5 лет и порядка 6% — на 10 лет. Для сравнения: греческие ценные бумаги идут не меньше, чем под 10% годовых.

    Наверняка скоро возобновятся инвестиционные сделки и в Украине. Здесь многие просто выжидают, присматриваясь к новой власти. Впрочем, российский капитал на украинский рынок уже пошел. Россияне спешат «ковать железо, пока горячо», пользуясь недавно достигнутыми политическими договоренностями, в которые, по некоторой информации, вошел и экономический блок.

    Что касается Беларуси, то, по оценкам инвестиционных консультантов, оживление рынка здесь тоже заметно. В первую очередь, в сфере строительства и недвижимости. Практически весь прошлый год этот рынок держался исключительно на государственной подпитке. Сейчас на него возвращается частный капитал, и во многих ранее замороженных проектах стало заметно «шевеление». Бурно развивается ритейл. Только за последние полгода в сегменте торговой недвижимости появилось шесть крупных частных торговых центров и несколько новых сетевых игроков.

    Стабильным поставщиком валюты в страну в последнее время являются банки. Причем, не только в качестве объекта продажи. Еще в прошлом году Нацбанк потребовал, чтобы до 1 января 2010 года все банки нарастили нормативный капитал, как минимум, до €25 млн. Разумеется, в срок успели не все. Но в Нацбанке поступили разумно: не стали рубить сплеча и продлили «дедлайн» до 1 июля текущего года. В результате, в банковскую систему за первое полугодие 2010-го «капнуло» еще около $100 млн. Причем, норматив удалось выполнить даже многим мелким банкам, судьбы которых были под большим сомнением.

    Есть спрос и на другие виды активов, в том числе производственные. По словам инвестконсультантов, у зарубежных инвесторов огромный интерес к белорусской кондитерской и в целом пищеперерабатывающей промышленности — молочным и мясокомбинатам, птицефабрикам и даже консервным заводам. Тем более что на большинстве из них не так давно была проведена модернизация. Кстати, в ближайшее время должна быть завершена сделка по продаже пакета акций Березовского сыродельного завода европейскому стратегическому инвестору при посредничестве Европейского банка реконструкции и развития. Есть интерес к промышленности строительных материалов и мебельным предприятиям. Это понятно: масштабное строительство в Беларуси продолжается, вводятся европейские нормы, а значит — есть шансы на успешные продажи.

    Ну и, конечно, держим в уме наш «золотой запас» — предприятия нефтехимии и таких монополистов-гигантов как «Беларускалий», половина «Белтрансгаза», «Белтелеком», МАЗ, МТЗ... Хотя, продать их в нынешних условиях будет сложнее всего.

     

    Инвестиции вместо продажи

    То, что привлечение зарубежных инвестиций на ближайшее время станет для белорусского правительства задачей №1 — очевидно. Поправить дела после прошлогоднего провала во внешней торговле и «нефтяного шока», который оценивается примерно в Br5,9 трлн, без зарубежного капитала — невозможно. А увеличивать и без того непомерно «разбухший» госдолг — просто опасно. Только МВФ мы уже должны $3,5 млрд., не считая процентов. Между тем для ликвидации дефицита бюджета в 2010 году правительству придется где-то изыскать около $900 млн.

    Понятно, что инвестиции — намного предпочтительнее займов. В этой ситуации у правительства есть несколько путей. И, похоже, оно рассчитывает использовать их все, хотя и в разной степени.

    Первый — максимальная либерализация инвестиционного климата и упрощение процедур, связанных с приходом на рынок зарубежных инвесторов с новыми проектами. Судя по всему, в ближайшей перспективе он будет для Беларуси основным.

    Собственно, практически все «завлекалки», которые можно было использовать для этой цели, мы уже опробовали. Это — и государственные гарантии для инвесторов, и беспрецедентные льготы, предусмотренные прошлогодним Указом Президента №10. Например, упрощенный порядок землеотвода, освобождение от ряда налогов и НДС на ввозимое оборудование и другое. Сюда же можно отнести популяризацию страны на мероприятиях типа инвестиционных форумов, привлечение зарубежных консультантов, в частности, банкирского дома «Ротшильд», создание института инвестиционных агентов и так далее.

    Хотя, конечно, в этом направлении сделано еще не все. В том же «Ротшильде» пока так и не договорились относительно своей роли в Беларуси. По некоторой информации, там претендуют на статус своего рода «главного инвестиционного советника», который разработает план приватизации, и будет говорить правительству — что и почем продавать, сейчас, а что придержать до лучших времен. Однако, похоже, наши чиновники ждут от инвестиционных консультантов совсем другого — не системной работы, а решения сиюминутных задач. Например, помощи в продаже конкретного завода или привлечения в страну крупного сетевого инвестора. При этом — парадокс! — за такого рода услуги государство ничего платить не намерено, что предусмотрено в договоре, который инвестконсультант заключает с государственным органом. Зарабатывать он может только за счет инвестора.

    Сегодня такой статус официально имеют три компании — ЗАО «Инвестиционная компания «Юнитер», аудиторское частное унитарное предприятие КПМГ и иностранное общество с ограниченной ответственностью «Эрнст энд Янг». Им предоставлены полномочия на представление интересов Беларуси по вопросам привлечения инвестиций. Изначально предполагалось, что в их числе будут и иностранные игроки — уже упомянутый «Ротшильд», российские Сбербанк и «Ренессанс Капитал»,но потом, видимо, было решено довериться «своим», которые более управляемы и не станут в открытую играть на стороне инвестора. Но как бы там ни было, сам факт создания института инвестконсультантов имеет достаточно большое и даже «политическое» значение, особенно для западных инвесторов. Для них участие в сделке таких компаний — гарантия ее прозрачности и законности.

     

    Скрепя сердце

    Второй способ, куда менее популярный в «верхах», — это приватизация. То есть продажа реально существующих активов с полной или частичной долей государства в уставном фонде. Как заявил белорусский вице-премьер Андрей Кобяков, выступая в Женеве, именно таким образом Беларусь собирается в этом году привлечь $1 млрд., необходимый для ликвидации бюджетного дефицита. Этот способ является предпочтительным и для иностранных инвесторов, но дело упирается, во-первых, в нежелание государства расставаться с наиболее эффективными предприятиями, а во-вторых, в назначенную за них цену.

    В недавнем послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент Беларуси озвучил фактически национальную доктрину в области приватизации:

    — Мы не будем продавать свои предприятия только потому, что так кто-то хочет извне или так делают в других странах. Мы готовы продать полностью или частично любое государственное предприятие в том случае, если мы не в состоянии самостоятельно обеспечить его эффективное функционирование или в этом отпала необходимость в силу определенных причин. И только за деньги, за ту реальную, как у нас говорят, рыночную цену, которую оно стoит с учетом своего потенциала. Бесплатно никто никому ничего не отдаст.

    Безусловно, логика в таком подходе есть. Но вот только эффективность белорусской промышленности, которая «поплыла», столкнувшись с кризисом, находится под большим вопросом. К тому же мы и так упустили время, когда белорусские активы действительно дорогого стоили. Сегодня суммы, уплаченные за 50% акций «Белтрансгаза» ($2,5 млрд) или за Velcom ($500 млн), кажутся фантастикой всем, кроме правительства. Оно как будто не замечает, что кризис никуда не ушел, а мир – изменился. «Беларускалий» мы оцениваем в десятки миллиардов долларов, за «Нафтан» «хотим» $3 млрд., за банк — $500 млн… Между тем, суммы, которые инвесторы реально готовы обсуждать, находятся в диапазоне $20-30 млн., например, за молочный комбинат. Гиганты сегодня никому не нужны, по крайней мере, по таким ценам.

    По мнению Романа Осипова, директора департамента инвестиционного консультирования ЗАО «Юнитер», проблемы здесь две: во-первых, «заточенность» большинства чиновников не на приватизацию, а на инвестиции в новые проекты, во-вторых, обременительные условия приватизационных сделок.

    Идти на полную продажу активов, и даже продавать контрольные пакеты акций предприятий белорусские власти явно не хотят. Подтверждение этому — очередное продление срока обращения именных приватизационных чеков «Имущество» до 30 июня 2013 года. Это решение было принято постановлением Совмина №749 от 19 мая 2010 года. В правительстве говорят, что эта мера является вынужденной, поскольку пока правом получить часть имущества за чеки воспользовались только 46% граждан из 4,6 млн их владельцев. Законодательство предусматривает в отношении неиспользованных чеков их погашение за счет бюджета, а денег на эти цели, дескать, нет. Но по сути это означает, что полноценная приватизация значительной части предприятий в очередной раз откладывается на неопределенный срок.

    Хотя прецеденты «неслыханной щедрости» есть, в большинстве случаев они связаны с какими-то секретными договоренностями и явно являются частью более крупных, но закрытых от СМИ сделок. Например, продажа часового завода «Луч» швейцарской компании FranckMuller за символическую сумму в $12,6 млн., или вообще первый прецедент продажи земли в центре Минска оманским инвесторам за $10 млн., причем в частную собственность.

    Только после напоминания со стороны МВФ о взятых на себя обязательствах, вышло распоряжение Президента от 1 марта 2010 года № 67 об открытом конкурсе по продаже пяти акционерных обществ: Бобруйский машиностроительный завод, Волковыский «ВолМЕТ», Лидский литейно-механический завод, Барановичский «Бархим» и «Речицкий текстиль». Практически у всех этих предприятий уже есть потенциальные инвесторы и, скорее всего, к осени они будут проданы. Если, конечно, предложенная цена устроит правительство Беларуси. Ведь цели сторон по-прежнему разные: власти хотят выручить за активы больше денег, а МВФ — образцово-показательно организовать первые в нашей стране открытые торги без закулисных переговоров. Естественно, цена продажи в этом случае тоже должна быть рыночной.

    Попутно много говорится о продаже миноритарных пакетов (до 25%) акций ряда крупных госкомпаний. В частности, «Беларускалия». Первый вице-премьер Владимир Семашко неожиданно обмолвился на заседании Гомельского облисполкома, что в калийную отрасль может быть привлечен крупный стратегический инвестор. Давно ходят разговоры и о продаже доли в Беларусбанке. Судить о реальности подобных проектов сложно. Ясно одно: если кто-то из инвесторов и согласится на подобные условия, то только с условием возможности дальнейшего выкупа акций, например, до блокирующего, а затем и контрольного пакета. Что касается МАЗа, то отказ от сделки с Олегом Дерипаской был, похоже, большой ошибкой. Сейчас белорусского производителя теснят на всех фронтах, а его доля продаж на основном — российском рынке — постоянно падает. Следовательно, падает и цена. Как и на нефтегазовые активы, о возможности продажи которых недавно заявил Президент Беларуси.

     

    Альтернативы нет

    Еще одно обязательство перед МВФ, о выполнении которого правительство заявило совсем недавно, — создание специального учреждения для привлечения в страну иностранных инвестиций и приватизации госимущества под названием «Национальное агентство инвестиций и приватизации». Оно создается на базе существующего РУП «Национальное инвестиционное агентство», с бывшим руководством которого связан громкий скандал и уголовное дело по факту вымогательства денег у инвестора.

    Нынешняя роль этой структуры пока малопонятна. Если «прежнее» агентство создавалось как своего рода государственный инвестиционный агент, который должен зарабатывать деньги, оказывая услуги инвесторам, то теперь такие услуги предполагается оказывать вроде бы безвозмездно. Агентство будет подотчетно правительству, а контролироваться Наблюдательным советом. Возглавит его премьер-министр Сергей Сидорский. Кроме представителей государственных органов власти, в состав совета могут быть включены международные эксперты в области инвестиций и приватизации и даже представители общественных организаций предпринимателей.

    Предполагается, что агентство также будет осуществлять «качественное и оперативное взаимодействие инвесторов и региональных» властей, которые после выхода Указа №10 от 6 августа 2009 года также имеют право заключать инвестиционные договора, и этим правом уже активно пользуются. Несколько достаточно крупных сделок на региональном уровне уже заключено — например, Гомельский облисполком подписал договор с зарубежной компанией — производителем мороженого. Есть такие сделки и в Минской области. Так что хотя бы в этой части Указ №10 заработал.

    В качестве альтернативы приватизации правительство рассматривает еще один вариант, который более выгоден, чем обычные займы, хотя, в сущности, и означает рост долговой нагрузки. На эту идею власти страны, очевидно, подвиг успешный опыт России. Речь идет о размещении национальных облигаций на европейском рынке. Как заявил первый заместитель министра финансов Беларуси Владимир Амарин, Беларусь может выйти на рынок евробондов уже в июне. Сумма первоначального размещения еврооблигаций сроком обращения не менее 5 лет может составить $1 млрд., а в случае успеха — удвоиться. В соответствии с Указом Президента №245 от 13 мая 2010 года иностранные организаторы размещения белорусских облигаций освобождены от уплаты налога на доходы. А выплата комиссий, вознаграждений и других расходов, связанных с выпуском, размещением, обращением и погашением облигаций, будет производиться за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете для обслуживания внешнего государственного долга.

    Тем не менее, большинство экспертов в области инвестиций уверены: без приватизации, причем, плановой, открытой и гласной, решить задачу массового привлечения внешних инвесторов невозможно. Это нонсенс, что 75% ВВП в европейской стране производится госсектором, который неэффективен даже не потому, что технически отсталый — с этим как раз у большинства госпредприятий сейчас все в порядке. Проблема в том, что в условиях льготного кредитования, или финансирования по линии инновационных фондов, административной помощи в организации сбыта, госпредприятиям нет нужды заботиться об эффективности. Они могут даже позволить себе ценовой демпинг, не опасаясь, что это разрушит их бизнес. Но бюджетное целевое финансирование будет сокращаться — это часть условий того же МВФ. Белорусские власти уже пообещали ограничить кредитование в рамках госпрограмм до Br2,25 трлн. к концу года. В результате удельный вес льготного кредитования сократится до 43% требований банков к экономике. Смогут ли, конкурируя на равных, госкомпании выжить — большой вопрос.

    Как заявила в ходе презентации в Минске обзора «Прогноз развития региональной экономики: Европа. Содействие достижению устойчивости» постоянный представитель Международного валютного фонда в Беларуси Наталия Колядина: «возможно, если бы структурные преобразования в Беларуси были более глубокими, то потоки капитала, в том числе прямые иностранные инвестиции, были бы более значительными. Это привело бы к повышению производительности труда, развитию секторов, которые участвуют во внешней торговле, и вывели бы экономику Беларуси на конкурентоспособный уровень по сравнению с основными торговыми партнерами».

     

    Мнение эксперта

    Владимир Василевский, региональный менеджер компании HorizonCapital в Беларуси.

    Проблемы большинства наших крупных производств – в  жесткой вертикальной интеграции, когда в рамках одного предприятия или объединения производятся практически все комплектующие, необходимые для выпуска конечной продукции. Такая ситуация стала ответом на потерю многих кооперационных связей после распада Союза и белорусским рецептом реанимации небольших периферийных предприятий. Но сегодня для инвестора это скорее минус, чем плюс. Во-первых, в рамках большого предприятия очень сложно просчитать эффективность работы того или иного звена. Во-вторых, зарубежные компании привыкли выбирать из нескольких поставщиков комплектующих, добиваясь от них оптимальных условий. А это невозможно, если поставщик всего один, и он к тому же является одним из подразделений завода. Наконец, предприятия-гиганты обременены большой социальной инфраструктурой, которая инвестору, как правило, не нужна. В процессе приватизации таких промышленных холдингов неизбежна их реструктуризация.

     

    Мнение эксперта

    Роман Осипов, директор департамента инвестиционного консультирования ЗАО «Юнитер»:

    Госчиновники видят цель не в приватизации, а в привлечении инвесторов с новыми проектами. Причем, в первую очередь в отрасли, где на сегодняшний момент нет импортозамещающих производств. Но это узкие сферы и единичные проекты. Без масштабной приватизации привлечь достаточно серьезные зарубежные инвестиции невозможно. Много вопросов вызывают и сами условия приватизационных сделок. Фактически инвестор должен сначала купить предприятие, т.е. уплатить деньги в бюджет, а потом вложиться в расширение производства. В отношении неэффективных предприятий гораздо правильнее было бы продать инвестору долю в предприятии в обмен на инвестиции. Практика показывает, что это самый «работающий» механизм.

     

    Динамика привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Беларусь ($ млн.)

    Год                             Сумма

    2004                           1517,4

    2005                           1816,2

    2006                           4036,1

    2007                           5421,9

    2008                           6500

    2009                           9303,7

    2010 (прогноз)          5600

     

    Инвестиционные продажи активов в различных отраслях

    белорусской экономики в 2007-2009 гг

    Отрасль

    Количество сделок

    Объем сделок, млн. $

     

    2007

    2008

    2009

    2007

    2008

    2009

    Банковский сектор

    7

    6

    1

    87

    175

    280,8

    Страхование

    2

    5

    1

    Нет инф.

    Нет инф.

    0

    Лизинг

    0

    2

    0

    Нет инф.

    Нет инф.

    0

    Ритейл

    3

    1

    3

    Нет инф.

    Нет инф.

    0

    Машиностроение

    1

    1

    0

    7

    6

    0

    Транспорт

    0

    1

    0

    0

    6

    0

    Пищевая

    1

    3

    3

    Нет инф.

    133

    5

    Телеком

    1

    2

    0

    350

    500

    0

    Строительные материалы

    0

    0

    1

    0

    0

    4

    Итого

    15

    21

     8

    444

    820

    289,9

    Источник: Юнитер

     

    Основные страны-инвесторы белорусской экономики в 2009 году:

    Страна                                  Инвестиции, $ млн.                        Доля в общем объеме, %

    Россия                                   6 076,6                                               65,3

    Австрия                                 931,7                                                  10

    Кипр                                      536,5                                                  6,1

    Великобритания                  467,7                                                  5

    Швейцария                           371,2                                                  4

     

    Подверстка

     

    Один из примеров успешных инвестиционных проектов – сотрудничество компании «Бритиш-Американ Тобакко» (БАТ) и ОАО «Гродненская табачная фабрика (ГТФ). Недавно БАТ объявила об инвестировании €6,5 млн в модернизацию производственной базы белорусского предприятия. По оценкам инвестора, возвратность вложений составит менее 5 лет. За последнее время это, пожалуй, самый масштабный инвестиционный проект в табачной отрасли Беларуси. Вадим Максименко, директор «Бритиш-Американ Тобакко Трейдинг Компани» говорит, что его реализация стала возможной благодаря государственной политике, направленной на либерализацию экономики и создание благоприятного инвестиционного климата:

    – Решение инвестировать в модернизацию фабрики далось нам нелегко. Переговоры были достаточно серьезными и длительными. Мы просчитывали все варианты развития событий, в том числе и возможность открытия таможенного пространства, и другие факторы, как внешние, так и внутренние. Я имею в виду налогообложение и акцизную политику. Решение было принято также, исходя из оптимистичных экономических прогнозов возврата инвестиций.

    Следующий момент, который повлиял на развитие наших взаимоотношений, – это то, что мы в последнее время замечаем конкретные шаги правительства республики по либерализации экономики. И я бы хотел привести примеры мер, которые нам действительно очень помогли. Это отмена сельскохозяйственного налога и налога на оборот. С нашими объемами мы могли иметь существенные издержки – теперь их нет. Также был сокращен с 15% до 12% налог для нерезидентов – иностранных частных предприятий, что позволило нам реинвестировать в государственное предприятие и в республику в целом.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by