DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 11 Июн 2010 0:00

    Ледниковый период

    Из-за значительно сократившегося количества сделок, владельцы лизинговых компаний начали искать возможности диверсификации бизнеса, поскольку, работая исключительно «по профилю», сейчас просто не выжить. Финансовые аналитики говорят, что из полутора сотен компаний, имеющих лицензии на оказание лизинговых услуг, до конца кризиса доживут меньше половины. Едва заметное оживление белорусской экономики ситуацию на лизинговом рынке кардинально не изменило. По некоторым оценкам, достичь докризисного оборота удастся не раньше 2012 года.

     

    Прошлые успехи

    Еще недавно белорусский рынок лизинговых услуг развивался со значительным опережением прогнозных показателей. Более того, его игроки стали своего рода «пионерами» на рынке финансовых услуг стран СНГ. А отечественное законодательство, соответствующее Конвенции 1988 года о международном финансовом лизинге, оказалось настолько действенным, что впоследствии было скопировано многими соседями.

    В 2008 году «по документам» лизинговую деятельность в Беларуси осуществляло 151 предприятие. Хотя на самом деле большинство из них лишь имели лицензии на оказание таких услуг, а на деле практически не занимались ими и не играли заметной роли на рынке. Многие лизингодатели осуществляли в течение года максимум одну-две сделки, как правило, с участием постоянных клиентов. А настоящую «погоду» на рынке фактически «делали» не более двух десятков фирм, совокупная доля которых составляла 80%.

    Финансовые аналитики говорят, что из полутора сотен компаний, имеющих лицензии на оказание лизинговых услуг, до конца кризиса доживут меньше половины.

     

    Подверстка

    Динамика лизинговых услуг в Беларуси

    Наиболее объективную картину состояния лизингового рынка видно по объемам нового бизнеса — суммам и договорам, заключенным в течение года. Во времена, предшествующие кризису, этот показатель рос стабильно высокими темпами.

     

    Динамика изменения объемов нового бизнеса на рынке лизинговых услуг Беларуси, %

    Год                       Динамика роста к предыд. году

    2005                                     4

    2006                                     38

    2007                                     44

    2008                                     46

     

    Как и доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал:

     

    Изменение доли лизинга в общем объеме инвестиций в Беларуси, %

    Год                       Динамика роста к предыд. году

    2005                             6

    2006                             6,5

    2007                             7,1

    2008                             7,5

     

    Объем лизингового портфеля, который отражает совокупную сумму договоров лизинга на конец года в соответствии с графиками лизинговых платежей, также постоянно увеличивался, превысив в 2008 году. Br2,5 трлн.

     

    Объем лизингового портфеля белорусских лизинговых компаний, Brмлрд.

    Год                       Сумма

    2004                             1201

    2005                             1299

    2006                             1717

    2007                             2425

    2008                             2556

     

    Сравнивая эти показатели с ситуацией в странах Европы, можно сказать, что темпы роста отечественного лизингового рынка опережали среднеевропейские, хотя сам уровень развития лизинга у нас отставал. Например, отношение нового лизингового бизнеса к общему объему инвестиций в основной капитал по последним мониторингам составляло в Беларуси 7,5%. Притом, что среднеевропейский показатель — 17 %, а в наиболее развитых странах и того выше — 25-30%. Зато отношение объема нового бизнеса к ВВП в Беларуси составляет 1,9%, что даже несколько опережает  среднеевропейский уровень (1,7%) и почти соответствует положению дел в развитых странах (около 2%).

     

    Источник: БСЛ

     

    В большом минусе

    Впрочем, все эти показатели уже в прошлом. В 2009 году белорусский лизинговый рынок «посыпался», сразу после того, как банковским сектором было прекращено финансирование лизинговых сделок. Операторы спешно начали пересматривать условия работы с клиентами, повышать процентные ставки, размеры авансовых платежей и сокращать сроки договоров. Началась «цепная реакция», ведь для абсолютного большинства лизинговых компаний долгосрочные кредиты банков были и остаются основным источником ресурсов. Справедливости ради стоит отметить, что период затишья у лизингодателей все же оказался более продолжительным, нежели у банкиров. В отличие от банков, где начали испытывать сложности с ликвидностью еще в конце 2008 года, «похолодание» на лизинговом рынке началось к концу первого полугодия 2009-го. В отличие от банкиров лизингодатели работают с менее рисковыми инструментами, к тому же реальный залог, в отличие, например, от ценных бумаг, обладает более стабильной стоимостью.

    Итоговых данных по объемам лизинга в 2009 году пока еще нет, но в Белорусском союзе лизингодателей (БСЛ) уверены: вряд ли падение будет небольшим. Хотя при этом надеются, что результаты будут более оптимистичными, чем у коллег из соседних стран. Например, в России по итогам минувшего года число лизинговых сделок сократилось на 70%, в Украине — на 40 %, а лизингодатели Западной Европы потеряли примерно треть объемов. В некоторых крупных белорусских лизинговых компаниях в минувшем году удалось заключить солидные многомиллионные сделки, но мелкие и средние операторы однозначно окажутся в большом минусе.

    Легче всех 2009 год пережили в компаниях, работающих в сегментах лизинга сельскохозяйственной техники и офисной недвижимости, а вот результаты работы фирм из области автотранспорного лизинга и лизинга строительной техники оказались откровенно провальными. Хотя, как утверждает руководитель проекта автолизинга СООО «РЕСО-БелЛизинг» Алексей Филатов, говорить о том, что автотранспорт как направление финансовой аренды безоговорочно сдал позиции, преждевременно.

    — Автотранспорт бывает разный, — объясняет А.Филатов. — Разумеется, отрасль грузоперевозок в минувшем году серьезно пострадала от кризиса — поэтому наблюдалось и сокращение рынка. Как следствие, компании стали «сбивать» ценник. Сегодня именно лизингодатели, работающие с перевозчиками, имеют наибольшие сложности с соблюдением графика платежей. Но с другой стороны, такое направление, как коммерческие автомобили, наоборот, прибавило. Благодаря ему, некоторые лизинговые компании по итогам 2009 года даже увеличили число сделок.

     

    Врезка

    Многим лизинговым компаниям за год не удалось заключить ни одного нового контракта.

     

    Мнение

    Александр Цыбулько, председатель БСЛ

    Дефицит ликвидности больно ударил по рынку. Оценить нынешнюю ситуацию достаточно сложно, но похоже на то, что по условиям сделок лизинговый рынок откатился назад минимум на 2-3 года.

    Сегодня на отечественном рынке активно действующих лизингодателей —немного. Большинство выжидают, обслуживая имеющиеся лизинговые портфели. Фактически их задача сегодня — вернуть те средства, которые они вложили в активные операции. Какова дальнейшая судьба этих фирм — будет зависеть от ситуации в экономике страны. Наиболее вероятный сценарий: компании, которые продолжают работать и сейчас, останутся на рынке. Остальные — уйдут.

     

    Тест на выживаемость

    Рынку лизинга повезло в том смысле, что он имеет определенную «подушку безопасности» — ведь платежи, как правило, взимаются в течение всего срока договора, а лизинговый портфель несколько инертен. Если рынок начнет расти, у его игроков появятся дополнительные доходы. И наоборот — при сокращении объемов нового лизинга или стагнации рынка портфель резко не сократится и резкого изменения доходов не будет.

    Вместе с тем, финансовые неурядицы в Беларуси привели не только к падению объемов сделок, но и к структурному изменению белорусского лизингового рынка. Большую часть минувшего года операторы провели в «спячке» — их бизнес подпитывали выплаты по заключенным ранее договорам. Говорят, что отдельным компаниям за год не удалось заключить ни одного нового контракта. Небольшие фирмы практически прекратили деятельность, а остальные сосредоточились на старых и проверенных клиентах.

    — Построение системы риск-менеджмента было одной из главных задач лизингодателей в течение 2009 года,— говорит директор компании «Мобильный лизинг» Эдуард Кузнецов. — Сейчас лизинговые компании тщательно отбирают потенциальных клиентов, чтобы предотвратить рост просроченной задолженности. Судя по бухгалтерским балансам, которые мы сегодня принимаем от наших клиентов, сложностей у них немало, и самая главная — нарастающая дебиторская задолженность. Как бы успешно ни работала компания на рынке, с этой проблемой она рано или поздно сталкивается.

    По словам эксперта, все лизингодатели были вынуждены ужесточить условия сделок: увеличился размер аванса (в среднем до 20%), выросли требования к минимальному сроку деятельности предприятия, сроки договоров сократились с 5-7 до 2-3 лет, процентные ставки также возросли на порядок — до 22-24% годовых в рублях. Иными словами, финансовая состоятельность и платежеспособность каждого потенциального партнера сегодня подвергаются скрупулезному изучению, что повлияло и на оперативность — срок принятия решения по финансированию возрос с нескольких часов до нескольких дней. Что касается просроченной задолженности, то она приблизительно сопоставима с банковской — примерно 3-5% в среднем по рынку.

    Отчасти на нынешнем положении дел в лизинговой отрасли сказалось изменение состава его игроков. Если в 2000-2002 годах в качестве лизингодателей выступали в основном банки — их доля по объему переданного в лизинг имущества составляла не менее 60%, то сегодня основная доля сделок приходится на специализированные компании. Как отмечают в БСЛ, рыночная доля банков накануне кризиса сократилась до 35,8%, причем более 80% активных лизинговых операций приходилось на три банка — «Беларусбанк», «БПС-банк» и «Белинвестбанк». Однако, по всей видимости, в новых экономических условиях банки будут восстанавливать позиции. Многие «чистые» лизинговые структуры, которые фактически представляли собой посредников между банками-кредиторами и лизингополучателями, в ближайшие несколько месяцев вообще могут уйти с рынка. Кризис не сильно коснулся только тех компаний, которые за последние годы смогли нарастить объем участия в лизинговых проектах собственным капиталом.

    По мнению экспертов «Дела», на рынке лизинговых услуг все более заметной становится тенденция смещения интересов операторов в сферу малого и среднего бизнеса. Даже дочерние структуры банков, которые до сих пор работали лишь с крупными корпоративными клиентами, начинают понимать, что сегмент МСБ становится перспективным направлением. Здесь сохраняется традиционно высокий спрос на лизинг автотранспортных средств, но постепенно растет интерес небольших компаний и к другим, более сложным объектам лизинга.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by