DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 10 Сен 2009 16:29

    «Плохие долги» и борьба за выживание

    Таковы основные тренды отечественного лизингового рынка.

     

    Белорусский рынок лизинговых услуг по-прежнему в состоянии глубокой депрессии. Сегмент автомобильной техники – не исключение. По оценкам участников рынка, в сравнении с летом прошлого года, количество новых сделок уменьшилось минимум втрое, а проблемная задолженность достигла критической отметки в 5-6%. Если ситуация на рынке не изменится, то уже в конце 2009-го – 1-й половине 2010 гг. можно ожидать волны банкротств лизинговых компаний.

     

    Опасная дебиторка

    «Тучные» годы весьма благотворно отражались на всей экономики и на динамике лизингового рынка, в частности. Лизинговые компании невероятными темпами наращивали портфели. Достаточно сказать, что за 2008 год (с учетом кризисного четвертого квартала) объем новых сделок в Беларуси увеличился более чем на 50%! Казалось, что так будет продолжаться еще долго. Поэтому проблема качества лизингового портфеля часто отодвигалась на второй план. Многие компании (особенно так называемый «второй эшелон») не чурались демпинга и дополнительных рисков, стремясь любой ценой заполучить новых клиентов, снижая процентные ставки, размеры авансовых платежей и увеличивая сроки лизинга. Неудивительно, что сегодня именно они первыми столкнулись с лавинообразным ростом дебиторской задолженности.

    -- На пике экономического бума лизингодателей по настоящему заботил лишь один вопрос: как обслужить то количество сделок, которое диктовал растущий спрос, -- говорит генеральный директор ИООО «ПАРЕКС ЛИЗИНГ» Антон Андренко. – Фактически шло бездумное наращивание портфелей без долгосрочного анализа и планирования рисков. Часто ресурсы привлекались в одной валюте, а размещались – в другой, короткие пассивы размещались в длинных активах и т.д. Сегодня дебиторка есть у всех без исключения. Но кризис показал, что компании, которые придерживались консервативной политики в формировании лизингового портфеля, чувствуют себя значительно увереннее.

    До кризиса в среднем по системе размер дебиторки не превышал 0,5-1%. Считается, что критическим для лизингового бизнеса уровнем проблемной задолженности является отметка в 5% от суммы заключенных договоров. Именно столько обычно зарабатывают лизинговые компании на организации сделки. Сегодня этот уровень в среднем по стране уже превышен. И если у крупных компаний он колеблется в пределах 4-6%, то у отдельных игроков рынка достигает 10% и даже 20-25%! Это означает, что участники рынка не только работают без прибыли, но и начинают «проедать» свои «подушки безопасности» и даже кредиты банков. Между тем, собственного капитала у игроков рынка крайне недостаточно – не более 15% от общего объема лизингового портфеля. А 80% -- банковские кредиты, которые нужно возвращать.

    -- Конечно, дебиторская задолженность существовала и до кризиса, -- рассказывает первый заместитель генерального директора компании «МАЗКОНТРАКТЛИЗИНГ» Андрей Павлович. – В нашей компании критическим размером дебиторки до кризиса считались 2% от лизингового портфеля. Причем, серьезно беспокоиться мы начинали лишь тогда, когда просрочка платежей достигала двух месяцев, при этом не получив ни одной нерешенной проблемы. Сейчас как нормальный мы оцениваем уровень в 3,5-4%, но зато реагировать начинаем уже через несколько дней после просрочки платежа. Работаем с клиентом и пытаемся выяснить – насколько серьезные у него проблемы, либо это просто сбой в денежных потоках. Сейчас дебиторская задолженность намного опаснее, поскольку у наших дебиторов появляются свои дебиторы, а у них, соответственно свои и так далее… И если в этой цепочке кто-то окажется по настоящему неплатежеспособным, могут возникнуть проблемы у нескольких контрагентов, в том числе и у нас.

    Взыскание «плохих долгов» -- трудоемкое и затратное дело. Поэтому услуги коллекторских компаний обходятся дорого – в среднем от 5 до 20% от взысканной суммы. В «Парекс лизинг» создали собственную структуру по оптимизации дебиторской задолженности. В ситуациях, когда общего языка с клиентами найти не удается, компания расторгает договора и изымает технику. Правда, ее содержание и реализация – дополнительные хлопоты. Машины «б/у» продаются сейчас только с очень большим дисконтом. Эту нишу, кстати, уже начали заполнять посредники, которые наладили хранение, содержание, рекламу и сбыт подержанной техники. «Парекс лизинг» заключил договор с одной из таких фирм – ЗАО «Белреализация». Только за последний месяц таким образом удалось продать техники больше чем на €200 тыс.

    В свою очередь, МАЗконтрактлизинг считает, что «плохой мир лучше хорошей войны», а посему технику забирает только в случае, когда клиент даже не представляет себе пути выхода на режим выплат по договору лизингу.

     

    Спрос и предложение

    Рост дебиторской задолженности идет на фоне падающего спроса. Лизинг автотехники, еще в 2007-м занимавшей почти половину лизингового рынка, в 2008-м «ужался» наполовину. Сейчас доля этого сегмента – чуть больше 25%. В первую очередь это связано с малой платежеспособностью ряда отраслей, раньше являвшихся основными потребителями автомобильной техники – строительства, сферы грузоперевозок, коммунального хозяйства. Именно эти рынки «поставляют» лизинговым компаниям большинство дебиторов. Не считая, конечно, агросектор, где доля просроченных платежей по некоторым оценкам превышает 80%! Но поскольку лизинг сельхозтехники в основной своей массе является, скорее, не рыночным механизмом, а формой распределения неликвидов, его можно вынести за скобки. Пока держатся, хоть и приостановили новые закупки, торговые предприятия и производители продуктов питания. Разумеется, и сами лизингодатели также ужесточили требования к потенциальным клиентам.

    -- Главное, на что мы сейчас обращаем внимание, это способен ли объект лизинга приносить достаточную выручку нашему клиенту, -- поясняет Андрей Павлович. – Ведь в противном случае ему нечем будет с нами рассчитываться. Если определенного ответа на этот вопрос нет – детальнее  оцениваем возможности клиента. Ужесточены требования и к авансовым платежам. Сейчас базовая ставка – 30%, хотя для наших постоянных клиентов, платежеспособность которых не вызывает сомнений, возможен индивидуальный подход.

    Лизинговые компании отмечают, что их клиенты также начинают более ответственно подходить к вопросу целесообразности приобретения техники в лизинг. Тем более что сейчас огромное количество техники простаивает, а значит, может быть взято в аренду на достаточно льготных условиях. Ранее, предприятия брали технику в лизинг на 3-5 лет для исполнения даже коротких контрактов, не особо задумываясь, как будут платить лизинговые платежи в дальнейшем.

    -- Клиенты стали более осторожными в оценке своей платежеспособности и более разумно подходят к вопросу приобретения автотранспорта в лизинг, -- подчеркивает Антон Андренко. – Зато увеличился спрос на оперативный лизинг, когда техника берется на достаточно короткий срок для выполнения определенного объема работ. Это, конечно, дороже, но в долгосрочной перспективе порой оказывается более выгодным. К сожалению, этот вид лизинга пока недостаточно регламентирован белорусским законодательством. Можно также сказать, что кризис сдул «пену» -- с рынка ушли организации, которые обновляли основные фонды за счет госпрограмм или просто осваивали ресурсы, не особо задумываясь об эффективности использования приобретенной техники.

    После «мертвого» первого квартала спрос на автотранспорт в лизинг понемногу растет, но ему все еще далеко до прошлогодних значений. Проблема усугубляется банальным дефицитом денег. Белорусские банки практически свернули финансирование лизинговых программ, а привлекать ресурсы из других источников лизинговые компании в большинстве своем пока не готовы.

     -- Спрос на лизинг автотехники все еще есть. Сегодня можно размещаться под 20% годовых в валюте и под 25-30% в рублях, -- считает Антон Андренко. – При условии стабильного финансирования, даже сейчас можно значительно нарастить портфель и увеличить долю рынка. К сожалению, наш рынок слишком сильно завязан на кредитных ресурсах банков. Причем, каждая компания «привязана» к «своему» банку. Это – не бизнес-подход. Нормальная лизинговая компания должна финансироваться более чем в одном банке и более чем в одном формате. Т.е. нужно искать альтернативные банковским источники финансирования, в том числе используя облигационные займы. Мы уже зарегистрировали и разместили первую эмиссию наших корпоративных облигаций. Мы также надеемся, что правительство, наконец, решится на легализацию лизинга для физических лиц. Этот шаг не только активизирует рынок, но и решит ряд других проблем. Например, можно освободить от подоходного налога суммы, потраченные физическими лицами на лизинг белорусских товаров. Это поможет избавиться от затоваривания складов и поддержит уровень жизни граждан Беларуси.

    С этим согласен и Андрей Павлович:

    -- Мы всегда старались работать не с одним, а с двумя-тремя банками. Кроме того, мы имеем определенное преимущество за счет долгосрочных надежных партнерских отношений с Минским автозаводом. Благодаря альтернативным источникам финансирования, мы предлагаем автотехнику МАЗ в лизинг на 3 года в рублях и на условиях интересных нашим клиентам. А главное, период ожидания с момента принятия решения лизингополучателем и до получения техники, по большинству позиций, составляет всего 7 дней.

     

    Подводя итоги

    По общему мнению игроков рынка, в ближайшее время ситуация на нем вряд ли заметно улучшится. Поэтому стратегией большинства лизинговых компаний на ближайшие полгода-год станет выживание – поддержка существующего клиентского портфеля и эффективное управление дебиторской задолженностью.

    Есть надежда, что в правительстве чаяния лизингодателей все-таки услышат. Сейчас только Минэкономики выступает против лизинга для «физиков». Если же ничего кардинального не произойдет, в течение будущих зимы-весны мы можем стать свидетелями банкротств и новой расстановки сил на лизинговом рынке.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by