DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 18 Фев 2009 0:00

    Устойчивость бизнеса важнее прибыли

    В условиях кризиса лучше продавать не туда, где выгодно, а туда, где гарантированно заплатят.

     

    По мере того как финансовый кризис перетекает в реальный сектор, белорусские предприятия все чаще сталкиваются с проблемами. И главная из них – недостаток ресурсов. Инвестиционных – для развития бизнеса и оборотных – для осуществления текущих затрат компании. Практика показывает, что обеспечить приток внешних ресурсов в периоды кризиса проблематично. Поэтому бизнес-консультанты советуют сконцентрироваться на внутренних резервах.

     

    Дна еще не видно

    Недостаток денежной ликвидности белорусский бизнес ощутил еще в конце прошлого года. Банки, напуганные банкротствами и кризисом доверия на мировых финансовых рынках, практически свернули кредитные программы. Озаботившись собственным выживанием, они активно занялись наращиванием ресурсной базы. На привлечение пассивов была переориентирована маркетинговая стратегия всей банковской системы с Нацбанком во главе.

    Сегодня белорусские банки (в первую очередь, частные) уже не так пессимистично оценивают перспективы. Большинство из них уже сформировали определенную «подушку безопасности» и в принципе готовы возобновить работу с корпоративными клиентами. Тем более, что по мере углубления кризиса работать с физлицами становится все сложнее и опаснее. Однако условия, которые сегодня предлагают банки, значительно изменились. В первую очередь, резко выросли процентные ставки. Доходит до того, что валютные ресурсы предлагаются под 18-20% годовых. Во-вторых, даже на этих условиях получить их по-прежнему сложно, так как банки значительно ужесточили требования к залогу. К примеру, до кризиса предприятие могло получить кредит под залог товара, или недвижимости на сумму до 70-80% стоимости заложенного имущества. Сегодня товарный залог банки, чаще всего, даже не рассматривают. А под собственный офис или склад можно взять деньги не более чем на 30-40% его стоимости. Заметим, что цены на недвижимость также значительно упали. Порой – на 25-50%.

    В любом случае, стоимость банковских ресурсов оказывается чрезмерно высокой для финансирования долгосрочных программ развития бизнеса. Что касается инвестиционных ресурсов, то здесь ситуация обстоит еще хуже. Как мы и предполагали в конце прошлого года, возобновление инвестиционной активности в Беларуси ранее середины весны – маловероятно*. Сейчас реально ничего нового в стране не покупается ни на фондовом рынке, ни на рынке недвижимости. Те несколько более или менее «громких» сделок, которые были озвучены в прессе, представляют собой либо завершение процессов, начатых еще в первом полугодии 2008-го, либо просто декларации о намерениях. Инвесторы ждут, когда рынок достигнет «дна».

    -- С заемными деньгами и инвестиционными ресурсами дело обстоит по-прежнему плохо, -- говорит Владимир Василевский, председатель совета директоров инвестиционной компании «Юнитер». – Налицо – недоверие и выжидательная политика. Среди инвесторов преобладает мнение, что белорусский рынок еще не достиг «дна», а значит – стоимость активов будет падать. Преобладающей инвестиционной стратегией сегодня является не заработать, а сберечь ресурсы. А если что-то покупается – то уж совсем по дешевке. К слову, на белорусском рынке уже появились так называемые «стрессовые активы», владельцы которых вынуждены их продавать, чтобы элементарно рассчитаться с кредиторами. Но продать непросто: если владелец выставит цену, близкую к реальной, -- никто не купит. Если явно заниженную – все поймут, что у «клиента» трудности, и будут выжидать, пока цена не станет совсем бросовой.

    И хотя в большинстве стран мира кредитно-банковский кризис в целом преодолен, а ставки находятся на очень низких значениях, получить ресурсы сложно из-за продолжающегося кризиса доверия между банками. Он должен пойти на спад к концу весны – началу лета, когда пройдут списания убытков и будут опубликованы аудированные балансы за 2008-й год. Как только кредитные ресурсы станут доступнее в глобальном масштабе, инвесторы начнут покупать, в том числе и в Беларуси. Но продавцы должны быть готовы к тому, что цены покупки будут значительно меньшими, чем в 2008 году. Это связано с высокими рисками и сохраняющейся неопределенностью, а также наличием большого количества «стрессовых активов». В этих условиях покупатели будут стараться обеспечить себе максимальную доходность.

     

    Когда запас

    беду чинит

    В ситуации, когда инвестиционные и заемные ресурсы труднодоступны, белорусским компаниям придется искать альтернативные источники для ведения и развития бизнеса. И найти их можно, как говорится, «не отходя от кассы». Например, реструктурировав доходно-расходную часть бюджета, найдя новые рыночные ниши, снизив дебиторскую задолженность, получив преференции от поставщиков. Например, ваши клиенты могут получить скидку, размер которой зависит от аккуратности платежей. А постоянным кредиторам и поставщикам можно предложить акции, или другие активы в качестве залога, или компенсации за более низкие цены – по аналогии продажи пакета акций «Белтрансгаза» в расчетах с «Газпромом».

    -- Вполне очевидно, что население не перестанет есть, одеваться или потреблять тепло и электричество. Стране нужны армия и силовые структуры, средства связи и коммуникации, железные дороги и энергоносители. Именно там и будут деньги, -- считает Михаил Мальцев, руководитель финансового направления, бизнес-тренер Консалтинговой группы «Здесь и Cейчас». – У энергетиков, в розничной торговле, у государственных организаций, у железных дорог и связистов. Значит, необходимо рассмотреть возможность переориентации продукции и услуг на эти базовые отрасли экономики, попытаться встроиться в их цепочки товародвижения, работать с теми, кто в них уже встроен технологически и гарантированно будет иметь средства для приобретения Вашей продукции.

    Производители товаров повседневного спроса в кризисные времена, конечно, тоже испытывают трудности. Однако повседневный спрос потому так и называется, что не прекращается ни на минуту. Я не призываю машиностроение заняться производством хлеба или спичек. Я о том, что производители хлеба и спичек, обуви и одежды, сельхозпродукции и транспортных услуг, энергии и связи всегда остаются на плаву и тоже нуждаются в оборудовании, обслуживании и товарах. Даже в период жесточайших кризисов. Поэтому надо ориентировать свои продажи на тех, кто встроен в цепочки обслуживания предприятий по производству товаров народного потребления и повседневного спроса. Возможно, для этого придется заняться выпуском новой продукции или модификацией имеющейся.

    По мнению большинства консультантов, сегодня главной стратегической задачей любой компании является выживание. Это, конечно, не исключает экспансии на новые рынки и борьбы за увеличение рыночной доли. Но первое, о чем просто обязан думать собственник любого бизнеса, это минимизация рисков и сохранение своего бизнеса. В конце концов, лучше прожить полгода с нулевой, или минимальной рентабельностью, чем составить компанию конкурентам, которые в погоне за ускользающей прибылью довели свои компании до банкротства.

    -- Сегодня становится важным продавать не туда, где выгодно, а туда, где гарантированно заплатят, -- убежден Владимир Василевский.– Те, кто не хочет терять высокую рентабельность, могут оказаться в сложном положении. На мой взгляд, задачу получения высокой прибыли сейчас нужно задвинуть на второй план в пользу среднесрочной устойчивости. В первую очередь необходимо сохранить ключевые активы, в том числе наиболее ценных сотрудников, увеличить оборачиваемость ресурсов. А для этого необходимо сконцентрироваться на наиболее платежеспособных и дисциплинированных потребителях.

    Нужно оптимизировать складские запасы – товаров и сырья. Не случайно сейчас в лучшей ситуации оказались компании, у которых заключены долгосрочные контракты на сбыт  и  конкретно под них планируются закупки. Для них общее сокращение продаж – это высвобождение  ресурсов из оборота. Говорят, что запас беды не чинит. В кризис – чинит!

    Кроме того, нужно научиться маневрировать между поставщиками. С одним поставщиком, конечно, работать удобнее, но в условиях кризиса добиться от него скидок или отсрочки платежа довольно сложно. Другое дело, если у вас два-три поставщика с разными возможностями и рыночными стратегиями. Наверняка они будут стараться предоставить вам наиболее выгодные условия! Главное – понимать: работа как по дебиторке, так и по кредиторке, все это – либо потери, либо дополнительные ресурсы для бизнеса.

     

    Деньги – «в семью»

    В любой компании есть расходы, которые в периоды кризисов не просто не нужны, а даже опасны. Возьмем, например, долгосрочные инвестиционные программы. Конечно, среди них есть те, без которых просто не обойтись. Например, закупка нового оборудования на замену старому, которое вот-вот «встанет» и остановит весь ваш бизнес. Или – «доведение до ума» перспективного продукта, разработка которого началась давно и близка к завершению. Но наверняка найдутся программы, под которые в бюджет заложены серьезные ресурсы, и которые вполне могут быть отложены «до лучших времен». Их «заморозка» позволит минимизировать риск возникновения кассовых разрывов и направить сэкономленные ресурсы на поддержание стабильной работы компании.

    Аналогичным образом стоит поступить и с непрофильными, либо «глухо убыточными» активами. Их продажа или сдача в аренду позволит не только минимизировать расходы, но и получить вполне солидный внереализационный доход. Кстати, в последнее время начинает распространяться практика субаренды, когда компания (разумеется, на законных основаниях) сдает часть арендуемых площадей кому-то еще, тем самым минимизируя расходы. А когда рынок начнет расти – ничто не помешает увеличить штат и вновь «загрузить» имеющиеся площади.

    -- У финансового менеджмента сейчас одна цель – обеспечение заданного уровня ликвидности, -- советует Михаил Мальцев.– Для ее достижения используются два инструмента – привлечение и размещение средств. При этом в кризисный период задача управления финансами такова: максимальное сосредоточение денег внутри компании и минимальный их выход вовне.

    Поэтому при размещении средств Вам следует использовать максимально надежные на момент кризиса инструменты. В 1998 году это были доллары. Сейчас кто-то полагает, что более надежна недвижимость, хотя многие уверены, что скоро этот рынок лопнет... Тем не менее, паниковать не стоит. Сейчас компаниям необходимо задуматься об операционной эффективности и быть готовыми быстро реагировать на изменения рынка.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by