Скачать журнал в формате PDF

    DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 24 Окт 2011 10:16

    На принципах партнерства

    В решении проблемы выхода на положительное сальдо во внешней торговле Беларусь отводит большую роль наращиванию экспорта сельскохозяйственной продукции. О том, как складываются отношения с нашими основными импортерами в этой сфере, рассказывает начальник Главного управления внешнеэкономических связей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Тамара УСАЧЕВА.

    «Белорусский экспорт»: Тамара Сергеевна, как в этом году обстоит дело с экспортом белорусской сельхозпродукции в Российскую Федерацию?

    Тамара Усачева:В связи с ростом спроса объем поставок продовольствия в Россию, как и в целом экспорт организаций Минсельхозпрода, в текущем году набирает обороты. Темп роста экспорта в РФ за январь-июнь составил 125,6% к первому полугодию прошлого года. Продукции поставлено на $1,2 млрд. При этом доля Российской Федерации в общем объеме экспорта подведомственных организаций составила  более 90%. В последние годы мы концентрируемся именно на этом рынке, поскольку условия работы на нем наиболее выгодны.

    Сегодня мы экспортируем сельхозпродукцию в 67 регионов РФ, но присутствуем на всей территории России благодаря перекрестным поставкам. Наибольшая доля экспорта приходится на Москву –29,1%.  Большой удельный вес в российском экспорте приходится также на Московскую область (24,1%), Санкт-Петербург (12,5%), Смоленскую (6,2%), Брянскую (4,9%), Воронежскую (2,3%) и Нижегородскую (2,1%) области.

    Что касается структуры экспорта в Россию, то она является традиционной. Основную долю занимает мясомолочная продукция, но есть и растениеводческая. По мере завершения уборочной кампании будем наращивать экспорт овощекартофельной продукции. В первом полугодии в натуральных показателях у наших организаций вдвое вырос экспорт свинины, почти в полтора раза – мяса птицы и колбасы. А экспорт муки увеличился более чем в 9 раз.

    Однако в этом году подрос и импорт, что объясняется закупкой в РФ подведомственными организациями минеральных удобрений (за январь-июнь их импортировано на $185 млн). Впрочем, наше сальдо в торговле с Россией является положительным и составляет $945,5 млн.

    «БЭ»: А каков объем экспорта наших сельхозорганизаций в Казахстан?

    Т.У.:Эта страна занимает второе место после Российской Федерации по закупкам белорусской сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. В первом полугодии 2011 года организациями Минсельхозпрода в Казахстан было реализовано товаров на сумму $50,7 млн. Рост к аналогичному периоду 2010 года составил 219,4%. На рынке этой страны велик спрос на нашу молочную продукцию. У нашей страны есть возможность и в дальнейшем наращивать в Казахстан поставки мясопродуктов, сухого обезжиренного и сухого цельного молока, сливочного масла и другой продукции АПК.

    Внешнеторговое сальдо с Республикой Казахстан по Минсельхозпроду в первом полугодии 2011 г. сложилось положительным – $50,5 млн. Основными статьями импорта являются мороженая рыба ($26,2 тыс.) и продукты животного происхождения ($109,1 тыс.).

    В России и Казахстане сейчас схожие цены на сельхозпродукцию, поэтому рынки обеих стран желанны для наших производителей. Рентабельность в зависимости от видов продукции колеблется от 20 до 50–60%. В разные периоды она разная, поскольку зависит от закупочной цены. По сухому обезжиренному молоку сейчас рентабельность составляет 60–70%, тогда как в среднем она находится на уровне 40%. Сыры продаем  со средней рентабельностью 40%, говядину – 60%, свинину – 50%, сухое обезжиренное молоко – 40%. Если продажи масла, которое является социально значимым товаром, на внутреннем рынке убыточны, то экспортировать его получается с рентабельностью до 25%. Благодаря близкому месторасположению и благоприятной конъюнктуре рынка Россия и Казахстан являются для наших сельхозпроизводителей наиболее выгодными партнерами по большинству товарных позиций.

    «БЭ»: Как Вы оцениваете роль Таможенного союза, а на будущее –  и Единого экономического пространства в улучшении торговли с Россией и Казахстаном?

    Т.У.:Поскольку и до создания Таможенного союза мы работали с этими странами в зоне свободной торговли, значение ТС и  ЕЭП будет проявляться с заключением в рамках этих образований соглашений по решению наболевших вопросов.  Законодательная база ТС еще полностью не сформирована, но результаты работы уже можно увидеть. Многое достигнуто в сфере совершенствования законодательства в области санитарного и фитосанитарного контроля. Идет работа по полной унификации в сфере сертификации. Когда в странах-импортерах продукция принимается по сертификатам, выданным в стране-производителе, взаимная торговля значительно облегчается. Для наших экспортеров удобно продавать товары на территории ТС с белорусским сертификатом, не подтверждая в России и Казахстане этот документ и не получая новый.

    Однако в части создания равных условий  предстоит еще много работы. Все преимущества ЕЭП мы почувствуем, когда будет решен вопрос стоимости сырьевых ресурсов. Сейчас сельхозпроизводители наших стран приобретают отдельные виды ресурсов по разным ценам, поэтому условия производства продукции далеко не равны. Законодательством ТС пока регулируются лишь отдельные фрагменты из всего массива проблем, которые надо решать.

    «БЭ»: Как согласуется работа в рамках ТС с намерением стран-членов вступить во Всемирную торговую организацию?В случае более раннего вступления в ВТО России, что ожидает наших сельхозпроизводителей?

    Т.У.:Единые тарифы будут пересматриваться с учетом условий вступления в ВТО первой страны, поэтому нас могут ждать определенные перемены. Но предсказать последствия сложно, пока мы не знаем тех условий, о которых договаривается с ВТО Россия, особенно по чувствительным для нас позициям.

    Вместе с тем работа в рамках наших интеграционных образований идет с учетом будущего вступления во Всемирную торговую организацию. Например, требования ВТО принимались во внимание при заключении странами ТС соглашения по господдержке сельхозпроизводителей. Меры так называемой «зеленой корзины», не оказывающие влияния на стоимость продукции, не ограничиваются, а поддержка, которая оказывает влияние на производство, то есть «желтая корзина», – подлежит сокращению. Сейчас из стран ТС в Беларуси наиболее высокий уровень господдержки сельского хозяйства. Это рассматривается нашими партнерами как неравные условия производства, поэтому в соответствии с договоренностями в ближайшие 6 лет мы должны снизить отношение господдержки («желтой корзины») к валовой стоимости произведенных сельскохозяйственных товаров с 16 до 10%.

    «БЭ»: С началом в Беларуси валютного кризиса с российской стороны стали появляться претензии к стоимости нашей молочной продукции на рынке этой страны…

    Т.У.:Во-первых, нужно заметить, что не было никаких официальных заявлений от тех органов РФ, которые по российскому законодательству должны делать подобные заявления и проводить разбирательства. Все претензии звучали со стороны Национального союза производителей молока, то есть не носили официального характера.

    Во-вторых, нужно понимать, чем обусловлена ситуация, когда поставки молочной продукции в Россию шли по ценам, которые очень сильно отличались между собой. Это было связано с нестабильностью на внутреннем рынке РБ, где, замечу, разброс цен также был довольно велик.

    Но в любом случае поставки не носили демпингового характера, ведь демпинг означает, что экспортные цены ниже, чем на внутреннем рынке, – а этого не было. Мы строим свою работу таким образом, чтобы не создавать никаких демпинговых ситуаций, ведь это не только вредит нашим партнерам, но и бумерангом вернется к нам, поскольку ведет к снижению цены и результативности продаж.

    Хотелось бы заметить, что основной принцип Таможенного союза для предприятий стран-членов: не бороться друг с другом, а создавать условия партнерства. Из тех соглашений, которые сегодня еще находятся в работе, вытекает, что в будущем стороны не будут предъявлять друг другу претензии в демпинге, а, наоборот, будут стремиться к тому, чтобы все вопросы решались путем переговоров и встреч.

    А в вышеупомянутом случае речь идет о систематизации продаж. Белорусская сторона и сама заинтересована в решении подобных проблем, чтобы наши экспортеры не создавали ненужную конкуренцию друг другу. Надо наладить поставки таким образом, чтобы они контролировались самими производителями при помощи продажи через свою или какую-либо совместную товаропроводящую сеть.

    «БЭ»: Речь о создании единой экспортирующей организации?

    Т.У.:В настоящее время имеет место работа по укрупнению производства, объединению белорусских молокоперерабатывающих предприятий.  Сегодня у нас 46 заводов, хотя изначально их было 57. То есть постепенно идет процесс укрупнения. И это общемировой процесс. Цель этого укрупнения – концентрация сырья, финансовых ресурсов, усиление торговых марок. За счет больших объемов продукции станут возможны и продажи по более выгодным ценам.

    В этом направлении у каждой области РБ есть своя собственная программа. Все эти планы рассматривались на уровне облисполкомов, которые решают, сколько нужно оставить организаций в каждой области. Может случиться, что в перспективе все предприятия Могилевской области будут торговать под маркой «Бабушкина крынка»...

    То есть в настоящее время идут разговоры о создании в Беларуси 6-8 крупных производственных компаний. Но в какой форме они будут создаваться – покажет время. Конечно, если организация лишится прав юрлица, то она не сможет самостоятельно экспортировать продукцию.

     Сегодня экспортом занимаются все предприятия, имеющие такое право. В соответствии с новым законодательством Таможенного союза, перечень предприятий, имеющих право экспорта, каждая страна может формировать самостоятельно. С учетом выполнения требований к производству, хранению, транспортировке продукции, белорусская ветеринарная служба формирует такой перечень организаций. Все белорусские молоко- и мясоперерабатывающие предприятия, находящиеся в нашем ведении, включены в этот реестр и имеют право экспорта в страны Таможенного Союза.

    «БЭ»: Какую роль в «гармонизации» взаимной торговли играет регулирование поставок на территории Таможенного союза, и в какой форме оно осуществляется?

    Т.У.:Если, например, в странах ЕС есть такое понятие как квоты, то в рамках ТС его не существует. При поставках внутри стран ТС формируются так называемые прогнозы спроса и предложения. Их мы уже много лет составляем в рамках Союзного государства с Россией. Эта практика касается не только сельхозпродукции, но и других отраслей. В части нашей продукции подписываются прогнозы на объемы встречных  поставок молока и молокопродуктов, мяса и мясопродуктов, льноволокна, рыбы, яйца, сахара, масла растительного. Но поставки сверх этих прогнозов все же имеют место, особенно с нашей стороны. Чаще всего это не вызывает недовольства другой стороны. Но были случаи, когда мы достаточно резко наращивали свои поставки и превышали прогнозные договоренности.  Тогда по предложению российской стороны мы принимали решение об их приостановке.

     Эти прогнозы в соглашениях по ЕЭП нигде не заложены. Но в то же время их возможность прорабатывается. Такие прогнозы позволяют как-то сориентировать производителей в объемах производства. С другой стороны, рыночная ситуация постоянно меняется и предсказать заранее, какой она сложится, – довольно сложно.

     

    Основные экспортируемые виды сельхозпродукции

    Поставки в РФ, 1-е  полугодие 2011 г.

    Поставки в Казахстан, 1-е полугодие 2011 г.

    говядина

    56,6 тыс. т на $227290 тыс.

    0,4 тыс. т на $1701,5 тыс.;

    мясо птицы

    7,5 тыс. т на $68858 тыс.

    0,3 тыс. т на $413,1 тыс.

    масло животное

    37,4 тыс. т на $174113 тыс.

    1,2 тыс. т на $5854,8 тыс.

    сыры и творог

    64,3 тыс. т на $300735 тыс.

    0,4 тыс. т на 1919,5 тыс.

    сухое обезжиренное молоко

    20 тыс. т на $79190 тыс.

    6,1 тыс. т на $24166,7 тыс.

    сухое цельное молоко

    8,5 тыс. т на $40274 тыс.

    1,1 тыс. т на $5200,2 тыс.

    яйцо

    290,8 млн. шт. на $16612 тыс.

    49,8 млн. шт. на $2911,1 тыс.

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by