Скачать журнал в формате PDF

    DELO.BY, администратор журнала "Дело"

    Комментарии 8 Окт 2009 9:44

    Белорусский экспорт: стратегия и тактика

    В конце сентября в Минске прошла практическая конференция «Управление экспортом: стратегия, тактика и развитие на внешних рынках». Ее организатор – Центр стратегического развития «Маркетинговые системы» при поддержке министерств иностранных дел, торговли и Белорусской торгово-промышленной палаты – пригласил руководителей белорусских предприятий-экспортеров, заместителей директоров по коммерческим вопросам, внешнеэкономической деятельности и маркетингу для поиска наиболее эффективных технологий работы на внешних рынках.

    Ситуация с экспортом белорусской продукции сегодня сложная. С одной стороны, только за первое полугодие 2009 года экспорт белорусских товаров сократился на $8, 2 млрд., что на 47,7% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Отрицательное сальдо внешней торговли за полугодие увеличилось на 43% и составило $3 млрд. 949 млн. Соотношение запасов готовой продукции и среднемесячных объемов производства в легкой промышленности достигло 219%, в машиностроении – 185%, пищевой промышленности – 85%, и это при годовом задании по промышленности в целом лишь в 69%!

    Но, с другой стороны, меняется структура белорусского экспорта по товарным группам и территориям – на внешних рынках появляются так называемые «точки роста».

    Чтобы оперативно реагировать на изменения, необходимы новые управленческие, маркетинговые и финансовые инструменты продвижения, – уверен представитель ОО «Гильдия маркетологов» Алексей Колик. – Все это требует сопоставления и выбора эффективных путей развития. Однако многие белорусские предприятия находятся в информационном вакууме, а статья расходов на «приобретение информации» мало либо неэффективно используется. И это при том, что в период кризиса как никогда актуальна аксиома «кто владеет информацией, тот владеет миром».

     

    Обратите внимание на растущие рынки!

    С таким призывом обратился к руководителям белорусских предприятий гендиректор Центра стратегического развития «Маркетинговые системы» Анатолий Акантинов:

    Повод для оптимизма есть и сегодня – не все рынки стагнируют. Статистика доказывает, что, несмотря на кризис, многие рынки растут, главное — найти для себя соответствующую нишу.

    Для этого не обязательно кардинально менять сферу деятельности, можно просто внести некоторые коррективы в продуктовую политику, найти точку опоры на «точках роста», в чем могут помочь данные о внешнеэкономической деятельности.

    Например, предприятие интересует рынок России. Таможенная статистика из 97 групп кодов ТН ВЭД за первый квартал 2009 года показывает не одну сотню «точек роста».

    ТОП-10 самых активных товарных групп российского импорта выглядит сегодня следующим образом:

     

    1. Оборудование и механические устройства.

    2. Электрические машины и оборудование.

    3. Инструменты и аппараты.

    4. Изделия из черных металлов.

    5. Пластмассы и изделия из них.

    6. Предметы одежды и принадлежности.

    7. Органические химические соединения.

    8. Автотранспорт.

    9. Предметы одежды трикотажные.

    10. Черные металлы.

    Специалисты «Маркетинговых систем» советуют для выявления «своих» растущих рынков выбрать «свою» же товарную группу в соответствии с бизнес-интересами и в рамках данной группы изучить товары, по которым статистика демонстрирует рост торговли.

    Существует несколько групп растущих рынков, — отметил Анатолий Акантинов. – Восстанавливающийся рынок – тот, который хотя и проявляет поступательный ежемесячный рост, но еще не достиг прошлогодних результатов. Растущий сезонный рынок – у которого трехмесячный объем продаж выше прошлогоднего, но нет строго растущего тренда. И стабильно растущий рынок – у которого отмечается ежемесячный рост продаж, а суммарные объемы выше прошлогодних.

    Грамотный анализ информации открывает для менеджеров предприятий большое поле деятельности. Например, актуальным для белорусских переработчиков является тот факт, что в списке «рекордсменов по продолжительности роста продаж» лидирует картофельный крахмал (его ввозом занимается более 30 импортеров). Представляет интерес и импорт детских колясок, продажи которых в первом квартале 2009 года превысили $25 млн., увеличив тем самым рост на 67% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всплеск рождаемости (как результат государственной демографической политики в России) сказался и на росте рынка гомогенизированных готовых продуктов из мяса и мясных субпродуктов для детей. В течение 2 квартала 2009 года увеличение импорта составило 57% к аналогичному периоду 2008-го. В числе стабильно растущих рынков в этот период была названа мясная, молочная продукция, пищевые продукты животного происхождения, овощи, органические химические соединения, бумага и картон, предметы одежды и т.д.

    Двигаемся тактически, а нужно – стратегически

    Неважно, какого размера ваш бизнес, являетесь вы производителем или оказываете услуги, для вас необходимы оперативные данные о растущих рынках, – продолжил Анатолий Акантинов. – Если вы обнаружите свой товар в списке роста – это поможет убедиться в правильности выбранного направления. Организации, занимающиеся финансовыми, страховыми, транспортными, логистическими, инвестиционными и другими видами услуг, могут повысить свою эффективность, выбрав участников растущих рынков в качестве своих потребителей. Для малого и среднего бизнеса список «успешных» товаров в профильных бизнес-направлениях может стать ориентиром в стратегии развития. Особое внимание рекомендую обратить на информацию об участниках растущих рынков, расположенных в том же регионе, что и сам бизнес.

    К сожалению, экономика Беларуси еще четко не определилась, в каком направлении двигаться. А ведь именно в грамотной стратегии заложены долгосрочные перспективы. Еще в 80-е годы прошлого века многие государства пошли по пути специализации экономик. Результаты данной стратегии сегодня мы хорошо видим на примере Швейцарии, Японии, Финляндии. Настал черед и нашей страны, перечень отраслей которой огромен.

    Наша стратегия – в определении экспортоориентированных отраслей и развитие их на таком уровне, чтобы можно было замахнуться на мировое лидерство, – считает руководитель «Маркетинговых систем». – Каждая отрасль должна иметь свои пути выхода из кризиса.

    Перспектива развития на внешних рынках зависит от наличия сырьевой базы и каналов продвижения. Нужно выбрать приоритетные отрасли в краткосрочной и долгосрочной перспективе и сконцентрироваться именно на них. С бесперспективными отраслями придется расстаться. Тяжело выжить предприятиям с высокой долей энерго- и материалозатрат в структуре себестоимости. Такие производства возможно сохранить лишь при условии создания на месте значительной добавленной стоимости, а также конкурентоспособности их продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

    Имеют право на жизнь те направления, по которым у белорусских предприятий уже есть стабильная ниша на мировом рынке: калийные удобрения, черные металлы, нефтепродукты – сегодня самые серьезные статьи белорусского экспорта. Их удельный вес в торговле с дальним зарубежьем составляет 67%.

    Есть потенциал и у мясной, молочной промышленности, льняной отрасли, производства тракторов, цемента, кирпича. На экспорт должна ориентироваться и вся транзитная инфраструктура страны, ведь через Беларусь проходят нефте- и газопроводы, важнейшие железнодорожные и автомагистральные пути. По мнению экспертов, при должных инвестициях в авиацию и наземную инфраструктуру Минск мог бы перевести на себя воздушные транзитные потоки, которые сегодня сосредоточены в Риге и Варшаве.

    Нельзя забывать и об интеллектуальном потенциале, который особенно ярко проявляется на примере сферы оффшорного программирования. Тем более что Беларусь уже заняла свои позиции в мире наряду с Россией, Индией и Китаем.

    Протекционизм — не панацея

    Внешнеполитическая стратегия белорусских экспортеров напрямую зависит от политической и экономической ситуации. Необходимо учитывать последствия экономического кризиса – введение многими государствами серьезных протекционистских мер. В Минэкономразвития Российской Федерации, являющейся для Беларуси по-прежнему крупнейшим и важнейшим рынком и партнером, не скрывают, что 2009 год действительно можно назвать протекционистским. К примеру, правительство приняло ряд косвенных протекционистских мер, направленных на сохранение рабочих мест и обеспечение загрузки ведущих предприятий машиностроения. Минсельхоз РФ утвердил специальный реестр машин и оборудования для реализации сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга. Выходом из сложившейся ситуации для белорусских поставщиков могла бы стать организация на российской территории совместных производств той же автомобильной, сельскохозяйственно-тракторной техники. Однако пока пробные шаги не получили одобрения со стоны российского правительства…

    По данным Всемирного банка, 18 государств G20 применяют защитные меры, повышают таможенные пошлины и увеличивают экспортные субсидии. Последствия подобного поведения – сокращение объемов торговли, рост цен, затоваривание складов и разрушение уже имеющихся торговых отношений. Прогнозируется, что объем мировой торговли в 2009-м сократится на 10% – это будет самое большое падение за последние 60 лет.

    Поэтому в сложившейся ситуации так важно применять основное «оружие» – информацию. Исполнительный директор ОО «Гильдия маркетологов» Светлана Петухова подчеркнула, что будущее будет опираться на экономику знаний. Грамотный маркетинг, менеджмент, владение оперативной информацией и точный ее анализ (чему призван помочь и Центр «Маркетинговые системы»), позволят компаниям не ссылаться на мировой кризис, а эффективно работать и занимать достойное место как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

    Наталия Дробыш, «Белорусский экспорт»

    Деловые и бизнес новости
      Добавить комментарий

      Календарь бизнес событий
      • выставки
      • презентации

      © Издательство «Дело (Восток+Запад)».

      Все права защищены.

      При использовании материалов активная индексируемая ссылка на www.delo.by обязательна.

      ISSN DELO (online) 1608-1404

      220004, Минск, пр. Победителей, 11

      email: delo@delo.by