Будь то деловая переписка или любовное послание, заглавие книги или домен, представление предприятия в интернете или речь по поводу юбилея – хороший текст должен быть ясным, правдивым, но также информативным и оригинальным, чтобы захватить внимание читателя или слушателя. Профессионалы, которые помогают своим клиентам «отполировать» их мысли и блеснуть убедительной речью есть и в Беларуси. Как обстоят дела на этом набирающем популярность рынке, и на что стоит обратить внимание будущим копирайтерам* у нас, рассказала руководитель собственного контент**-агентства из Минска Анастасия Дудина.
Анастасия открыла свой бизнес (www.adudina.com) в 2009 году. Её агентство предлагает все виды услуг, связанных с написанием текстов для бизнеса, и успешно сотрудничает как с крупными международными корпорациями, так и с известными белорусскими компаниями, такими как сеть АЗС «А-100», печатный центр «Карандаш» и десятками других. Вот как она оценивает этот рынок в нашей стране и за её пределами:
- Ситуация на белорусском рынке сегодня, я бы сказала, сбалансированная – есть достаточно много компаний, которым нужны услуги копирайтинга. И есть достаточно много предложений, чтобы удовлетворить этот спрос. В последнее время замечаю, что появляются все новые копирайтинговые компании, но не думаю, что это сильно влияет на остальных игроков. Каждый занимает свою нишу, а работы хватает для всех.
Еще совсем недавно основная часть заказов приходилась на тексты для сайтов, но в последнее время клиентов все больше интересуют продающие тексты: коммерческие предложения, письма для рассылки, другие виды текстов, которые имеют четкую цель – привлечь клиентов «здесь и сейчас».
Предложений, так скажем, стандартного набора услуг копирайтинга – тех же текстов для сайтов, статей, коммерческих предложений - сегодня достаточно. Но со временем прогрессивные заказчики хотят большего, чем просто стандартных текстов. И правильно делают! Если взглянуть на зарубежный рынок, то можно заметить, что там компании стремятся к тому, чтобы выделяться на фоне остальных, формировать собственный имидж. Большую популярность приобретает сторителлинг (англ. storytelling- создание историй о компании), написание легенд бренда. То есть, на первый план выходит идея, образ, и в первую очередь оцениваются именно они, а не количество знаков, как это долгое время было в русскоязычном копирайтинге.
- Какие расценки на услуги копирайтеров действуют в нашей стране?
- Сложно назвать какую-то среднюю цифру, расценки могут отличаться и в 10, и в 20 раз. И зависят они, естественно, от качества текстов – насколько они действительно будут решать задачи компании; окажутся ли они текстами-однодневками, или их можно будет использовать долгие годы.
У каждой компания – своя стратегия. Одни устанавливают невысокие расценки на тексты и «берут объемом». У других – в частности, у нас – цены выше среднерыночных, но над каждым текстом мы работаем индивидуально: отталкиваемся от задачи клиента, глубоко изучаем его бизнес и рынок, конкурентов, придумываем «изюминку», основную идею текста, которая и поможет решить задачу. Это обстоятельная работа, в которой непосредственно написание текста может занимать всего 10% времени. Именно такие заказы нам и интересны в первую очередь – ведь это, в общем-то, и есть настоящий копирайтинг.
- Может ли этот бизнес приносить стабильный доход и стать основным заработком?
- Да, безусловно. Уже несколько лет для меня этот бизнес – основной и единственный источник дохода. И знаю немало коллег, которые также успешно – в том числе и финансовом плане – реализовывают себя в профессии копирайтера. Не скажу, что этого легко достичь сразу. Но, полагаю, что если поставить себе цель, то достойных результатов можно добиться в течение года. Для этого я бы посоветовала:
1. Относиться к работе – и главное к своему решению сделать копирайтинг своей профессией – серьезно. Иногда это значит, что придется ложиться спать в 5 утра, потому что ровно к 9.00 заказчику нужен пресс-релиз. Иногда это значит долго и упорно искать оригинальную идею, а не идти на компромисс с самим собой и не писать серую унылую откровенно рекламную статью.
2. Любить то, что делаешь. Копирайтинг – не та сфера, где можно механически организовать бизнес-процессы, «выдавать» четкий объем текстов в день и раз в месяц снимать деньги в банкомате. Для того чтобы тексты действительно работали, цепляли читателя, в них должны быть эмоции. Копирайтеру не достаточно просто составить буквы в слова. Нужно «пропустить их через себя», иначе результат будет так себе. Имитировать любовь и эмоции здесь, на мой взгляд, будет сложно и мучительно больно для самого же копирайтера.
3. Знать себе цену. На многочисленных фриланс-биржах работодатели предлагают просто копеечную оплату услуг копирайтеров. Грустно наблюдать, что копирайтеры берутся и за такие заказы и – чтобы получить хоть относительно значимые деньги, – гонятся не за качеством текста, а за количеством. Это очень ограничивает не только возможности роста доходов, но и профессионального роста. При решении дилеммы «синица в руках или журавль в небе» я, в данном случае, советовала бы делать ставку на журавля.
4. Зарабатывать имя. Ищите заказчиков, с которым вам интересно будет работать. Предлагайте им свои услуги (например, если вы видите, что на сайте потенциального клиента давно не обновлялись новости – предложите писать 1 - 2 материала в месяц). Делайте работу качественно, чего бы вам это ни стоило. И вы сами не заметите, как заработает «сарафанное радио» - и уже не вы будете искать заказчиков, а они вас.
По личному опыту могу сказать, что превратить контент-агентство в финансово успешную идею удалось лишь тогда, когда я уволилась с офисной работы и смогла направить все силы, время, мысли на развитие своего бизнеса. Конечно, не стоит посвящать работе всю жизнь, но нужно быть готовым «железно» соблюдать дедлайны, даже если для этого придется отказаться от вечернего чтения новостей в facebook'e или других мелких радостей.
- Какие курсы, тренинги или мастер-классы по созданию текстов Вы могли бы порекомендовать?
- Понимание важности качественного копирайтинга растет. А соответственно у многих профессионалов, чья работа так или иначе связана с подготовкой текстов, растет интерес к обучению в этой сфере. К примеру, на «Деловом Интернете» в Минске прошлой осенью на мастер-классе по копирайтингу собралось более 100 человек!
В 2012 году мы запустили несколько краткосрочных (4-часовых) мастер-классов по подготовке текстов www.adudina.com/copywriting-courses - «Основы SEO-копирайтинга: продвижение сайта при помощи текстов» и «Продающие тексты для сайтов и интернет-магазинов». Как показал опыт, наиболее эффективны они в том случае, когда подбирается группа с одинаковым уровнем подготовки, а еще лучше – группа из одной компании. В этом случае у нас больше возможностей поработать с конкретными задачами «из жизни» участников мастер-класса.
Также в последнее время я практикую индивидуальное обучение. Маркетолог или руководитель компании обращается с конкретной задачей. И сначала мы продумываем, как ее решить за счет инструментов копирайтинга. А затем человек получает навыки – как писать все необходимые тексты самостоятельно, не обращаясь каждый раз за помощью копирайтера.
Более обширный курс «Копирайтинг для маркетологов» (8 занятий) можно пройти в рамках программ школы digital-маркетинга ARTOX www.artox-media.by/kurs/kurs-copywriting.html.
Однако важно понимать, что это не курсы «с нуля», где учат литературному языку и красивым формулировкам. Занятия принесут пользу тем, кто уже попробовал свои силы в написании текстов и успел понять свои сильные и слабые стороны. Идти на курс или мастер-класс нужно со своей конкретной задачей – например, чтобы прокачать какие-то навыки или научиться вызывать эмоции у клиента. Здесь вы получите проверенные схемы и шаблоны, на которых строятся самые востребованные типы текстов, а использовать их вы будете самостоятельно и желательно творчески. К этому надо быть готовым.
Итак, копирайтинг как деловая идея имеет несколько важных преимуществ. Во-первых, вы можете начать этот бизнес из домашнего офиса, во-вторых, вам не нужно оставлять прежнее место работы, пока вы не убедитесь, что у вас получается писать тексты и находить заказы. Ну, и, наконец, начать можно с минимальным стартовым капиталом, а то и вовсе без него. Всё, что вам необходимо – это компьютер с выходом в интернет, отличное знание грамматики, чувство языка, умение улавливать и излагать чужие мысли, а также навыки пользования текстовыми программами.
Если у вас есть вопросы по теме к Анастасии Дудиной вы можете направить их на адрес business.copywriter@gmail.com
*Копира?йтинг (от англ. copywriting /не путать с copyright/ ) — профессиональная деятельность по написанию рекламных и презентационных текстов. Таковыми можно считать все тексты, которые прямым или косвенным образом рекламируют товар, компанию, услугу, человека или идею. Иногда под копирайтингом понимают создание уникальных текстов для SEO или просто написание статей — не обязательно рекламного характера.
**Контент- (от английского content - содержание) – это любое информационно значимое наполнение интернет-ресурса. Однако чаще всего под контентом подразумевается текстовое наполнение веб-сайта.
Высказать своё мнение и задать вопросы по материалам раздела «бизнес-идеи» можно по адресу startup@delo.by (с Вашего электронного почтового ящика) или на наших страницах в Facebook www.facebook.com/startup.by и Twitter www.twitter.com/delobystartup