Торговая война между Беларусью и Украиной закончена, все ограничения во взаимной торговле сняты. Вот только экономики двух стран уже понесли убытки. К тому же, нет уверенности, что чиновники извлекли из этих событий должный урок
Алесь ГЕРАСИМЕНКО, специально для «Дела»
Сводки с «фронта»
В апреле-мае 2014 года Беларусь удивила своих внешнеторговых партнеров серией постановлений правительства, которыми ввела лицензирование импорта пива, макаронных, кондитерских изделий и сырья для их производства, цемента, листового стекла и стеклотары из-за пределов Таможенного союза (ТС). Появился сложный, забюрократизированный механизм, который дал чиновникам отраслевых министерств и ведомств право в ручном режиме определять поставщиков и минимальные контрактные цены, а все поставки стали возможными лишь в рамках разовой лицензии.
Нововведения не были направлены непосредственно против украинских поставщиков, но именно им в силу устоявшихся каналов поставок досталось больше всего. Известно, что, например, концерн «Белгоспищепром» и его предприятия уже не первый год констатируют постоянно растущую на внутреннем рынке конкуренцию белорусскому пиву и кондитерским изделиям со стороны аналогичной украинской продукции. И чтобы переломить ситуацию в пользу национальных производителей, белорусские чиновники, похоже, решили по полной воспользоваться новым инструментом регулирования.
Как следовало из заявления руководителя украинской Ассоциации «Укркондпром» Александра Балдынюка, в качестве условия получения лицензии от украинских компаний потребовали повысить цены на продукцию от 30 до 500%, что практически полностью исключало их реализацию на белорусском рынке. Такие действия, по их подсчетам, до конца 2014 года грозили Украине убытками в размере 130 млн. гривен (около $11 млн.), а также сокращением на 2,5 тыс. рабочих мест в агропромышленном комплексе.
По данным белорусской статистики, импорт украинского пива в натуральном выражении в I полугодии сократился на 26,9% до 7,5 млн. литров, шоколада и кондитерских изделий, содержащих какао, – на 21,9% до 11,7 тыс. тонн.
В целом, с учетом широкого перечня товаров, попавших под новые правила импорта, украинская сторона начала вести подсчет убытков на десятки миллионов долларов. Переговоры о пересмотре режима поставок не давали результата. Из Минска звучал неизменный ответ, мол, лицензирование не направлено против Украины, оно касается всех поставок из-за пределов ТС.
После двух месяцев бесплодных разговоров Киев решился на ответные меры – в середине июля Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение о введении спецпошлин на импорт ряда белорусских товаров. На молочные продукты, кондитерские изделия, удобрения и электрические лампы накаливания спецпошлины составили 55,29% от таможенной стоимости. На холодильники и холодильное оборудование – от 55,29 до 60,05% в зависимости от объема камер. Для шин, покрышек и солодового пива – 60,05%.
Официально озвученных оценок насчет того, сколько стоило бы белорусской стороне длительное действие спецпошлин, нет, но, очевидно, что ответ украинцев оказался достаточно болезненным. С учетом значительной доли названных товаров в структуре белорусского экспорта в Украину речь могла идти об убытках на десятки, если не сотни миллионов долларов.
После этого переговоры между двумя странами пошли значительно быстрее, а главное – продуктивнее. Через неделю Совмин Беларуси постановлением от 24.07.2014 года № 719 внес изменения в правила лицензирования импорта, выведя из-под их действия товары производителей стран СНГ, а Украина с 19 августа отменила действие спецпошлин. «Война» закончилась.
Причины и выводы
Впрочем, мне не дает покоя вопрос: почему такое произошло? Почему авторы новых правил лицензирования изначально распространили его на производителей из стран СНГ? Ведь между членами Содружества действует Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011 года, согласно которому стороны не вправе применять какие-либо запреты или ограничения на торговлю товарами, кроме тех, что разрешаются правилами ВТО. Лицензирование импорта или что-то подобное в рамках ВТО не практикуется. Кстати, Постановление №719 скорректировало порядок контроля за импортом как раз со ссылкой на нормы Договора от 18.10.2011 года.
Причиной поспешных и не совсем продуманных решений очевидны: многие белорусские производители столкнулись с системной проблемой неконкурентоспособности, из-за чего у них возникают сложности не только с продвижением продукции на экспорт, они также начинают терять внутренний рынок, уступая его иностранным компаниям.
Эта проблема появилась не вчера. Активные попытки ее решить власти предпринимают вот уже несколько лет. Развязыванию каждой новой торговой войны, как правило, предшествует требование Президента или премьера обеспечить нужную долю отечественной продукции в структуре розничных продаж. Так случилось и минувшей весной, после чего чиновники, долго не думая, запустили привычный сценарий реагирования.
Вот только механизмы ручного управления ситуацией (прямой контроль и запреты) больше не дают желаемого результата. Их возможности и дальше будут ослабевать по мере развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве и окончательно могут быть исчерпаны в случае вступления Беларуси в ВТО.
Реальное и эффективное решение проблемы пролегает через построение конкурентоспособной экономической модели, а это невозможно без серьезных и системных реформ. Стоит признать, что состояние факторов производства (труда, капитала, науки) в Беларуси не позволяет успешно выдерживать состязание с производителями из других стран.
Труд у нас стал достаточно дорогим, да и используется он не совсем рационально – на многих предприятиях все еще искусственно содержится избыточная рабочая сила. Возможности капитала также серьезно ограничены: своих денег для интенсивного развития у предприятий не хватает, кредиты дорогие, приток иностранных инвестиций недостаточный. Поэтому нам сложно угнаться и за передовыми мировыми технологиями, а для разработки или приобретения ноу-хау зачастую недостаточно ресурсов.
Оптимизировать использование факторов производства можно. В этом должны быть смысл и цель экономической политики. Так, посредством продуманной приватизации средства производства следовало бы сосредоточить в руках у наиболее эффективных собственников, доступ к капиталу может быть облегчен за счет общей макроэкономической стабилизации и роста доверия инвесторов к стране. А вслед за инвестициями придут и технологические инновации. Но трансформации нашей экономической модели пока не наблюдается, по крайней мере, темп и качество изменений никак не соответствуют современным вызовам.
Чиновники преимущественно заняты решением краткосрочных задач, вроде сезонной битвы за урожай, а также реализации нескольких крупных инвестиционных проектов, в основном на госпредприятиях. Это едва ли позволит значительно повысить конкурентоспособность основной массы белорусских товаров в ближайшие годы. Так что, вероятность игры в очередную торговую «войнушку» в будущем остается весьма высокой.